У нас новый плеер! Если он покажется неудобным, Вы можете вернуться к прежней версии, нажав на кнопку →

Вернуться к прежней версии  
Сохраняйте любой текст из конспекта или записывайте собственные мысли и выводы прямо здесь.
Сохранить
Информация об уроке Комментарии    
Дата съемки: 2011 г.
Урок ведет Кобба Денис Валерьевич
Оценить
Комментарии 1 комментарий
Лапусито Грейто Ученик был 02 июля
Парень малатца)))
02.07.2014
Развернуть
Поделиться
Ссылка на урок Чтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
Код вставки на сайт Копируя приведенный ниже HTML-код, вы тем самым принимаете <a href="/ru/agreements" target="_blank">Условия использования</a>

На данном уроке мы поговорим об изменчивости общества и раскроем понятие «развитие общества». Ознакомимся с эволюционной и революционной теориями развития общества, выясним их суть и спорные моменты. Также в ходе урока мы выясним, каковы темпы развития общества.

Тема:  Личность и общество

Урок: Развитие общества

1. Этапы общественного развития

Как уже было оговорено в предыдущих уроках, существуют такие этапы развития общества, как аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Однако остаётся открытым вопрос о том, как осуществляется переход от одного этапа общества к другому, каким образом усложняются общественные отношения в рамках данных этапов.

 Этапы общественного развития

Рис. 1. Этапы общественного развития (Источник)

2. Развитие общества

Из курса истории вам известно, что для последнего тысячелетия упрощение общественных отношений характерным не было, так как с течением времени интенсивность связей в обществе лишь увеличивалась. Это свидетельствует о том, что общество находится в постоянном развитии. Однако общественные отношения могут как улучшаться, так и ухудшаться. В связи с этим упоминают такие термины, как «прогресс» и «регресс». Прогресс – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперёд, к лучшему. Регресс же, в противоположность прогрессу, представляет собой движение от высшего к низшему, деградацию общества.

3. Теории общественного развития

Внутри общества существуют принципы, которые являются основами общественного саморазвития. На представлениях об этом основаны идеи о двух основных способах развития общественных отношений – теории развития общества. Выделяют две основные теории: эволюционную и революционную.

Если под термином «эволюция» понимают постепенное развитие без ярко выраженных скачков, то революция – это скачок, явление, прямо противоположное эволюции. Таким образом, две теории развития общества, по сути, прямо противоположны друг другу. Такая противоположность взглядов вызвана тем, что, как правило, экстремумы наиболее очевидны для человеческого восприятия, а некие усреднённые понятия и теории гораздо более сложны по своей структуре и менее очевидны. Итак, рассмотрим данные теории.

4. Эволюционная теория

Эволюционная теория развития утверждает, что общество имеет внутри себя некую заложенную изначально традиционную черту, которая выступает основой для постоянно совершенствующихся общественных отношений. Структура общества при этом меняется последовательно, постепенно. Члены общества цепляются за традиции, социальные нормы, которые выступают в роли ценного регулятора. В теории эволюционного развития подобного рода явления, по сути, являются определяющими. Многие учёные, философы, мыслители рассматривали эволюционную теорию как естественную теорию общественного развития. 

Действительно, отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится.

Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. Начиная с середины XIX века, немецкая классическая философская школа начала исследование кардинально иного типа мышления в данном вопросе. Огромный вклад в развитие данного направления внёс Карл Маркс.

 Карл Маркс

Рис. 2. Карл Маркс (Источник)

5. Революционная теория

Карл Маркс исследовал особенности развития европейской цивилизации и указал на важнейшие из них. Немецкий учёный считал, что именно революции, то есть скачкообразный переход от одного состояния общества к другому (такие состояния общества он называл общественно-экономическими формациями), делают возможным смену состояний общества, его развития. Именно Карл Маркс считается основоположником революционной теории развития общества.

 

Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ

Рис. 3. Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ (Источник)

 

6. Спорность изменений, вызванных революциями

Революционная теория имеет под собой основания. Если рассмотреть мировую историю, то выяснится, что действительно множество революций изменило общественную жизнь. Очень важным моментом является то, что мы можем задать вопрос: а были ли изменения, вызванные революциями, положительными явлениями? К лучшему ли меняли революции общественную жизнь? Данные вопросы, безусловно, являются дискуссионными, и невозможно дать на них однозначный ответ.

Спорность последствий революций

Рис. 4. Спорность последствий революций (Источник)

7. Темпы общественного развития

Общественное развитие имеет определённые темпы, которые определяют то, сколько времени длится тот или иной этап развития общества. Если рассмотреть историю человечества, то выяснится, что аграрный период был довольно долог и длился несколько тысячелетий. Сменивший его индустриальный период начался в Европе в конце 15 века и длится до настоящего времени в некоторых странах, включая Российскую Федерацию. Постиндустриальный период по историческим меркам – миг, он начинается при жизни ныне живущего поколения.

Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчётами: если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 57 мин, а современные общества – в 23 ч 59 мин 30 с.

Таким образом, можно сделать вывод, что историческое время обществ постоянно сжимается, а темпы исторического развития стремительно увеличиваются.

Дать ответ на вопрос, почему это происходит, с уверенностью невозможно. На следующем уроке мы обсудим эту тему, а также поговорим о влиянии революций на развитие общества, их цене, выясним, кто такие реформаторы.

           

Список литературы

1.  Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

2.  Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

3.  Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 8 / под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

 1. E-reading-lib.com (Источник).

 2. Исторический сайт (Источник).

 3. Социальная философия (Источник).

 

Домашнее задание

 1.  Какие теории развития общества существуют? Кратко охарактеризуйте каждую из них.

 2.  Что характерно для темпов развития общества: ускорение или замедление? Поясните, используя конкретные примеры.

 3.  *Карл Маркс назвал социальные революции «локомотивами истории». Как вы понимаете данное утверждение? Свои мысли изложите в виде эссе.

Закрепите материал с помощью тренажёров

Проверьте знания с помощью теста

Задайте вопрос учителю, если не поняли объяснения темы во время просмотра
Никита Ученик был 21 марта
Здравствуйте! Не очень понял правильный ответ в тесте: "обычно реформы проводятся СВЕРХУ" Что значит" сверху" ?
09.10.2013
2пять1семь
27.10.2013
Здравствуй Никита!Мой ответ таков:если РЕВОЛЮЦИИ принято считать праздником угнетённых-это движение СНИЗУ,то РЕФОРМЫ поведения-это движение СВЕРХУ
Никита
11.02.2014
спасибо! Понял!
Развернуть