Сохраняйте любой текст из конспекта или записывайте собственные мысли и выводы прямо здесь.
Сохранить
Информация об уроке Комментарии    
Дата съемки: 2010 г.
Урок ведет Юдина Наталия Алексеевна
Оценить
Комментарии 12 комментариев
Elcin Ученик был 28 августа
Спасибо, очень помогло. http://elcineyvazov.com/ http://poznaysamovosebya.ru/
28.08.2014
Развернуть
Olya Barteneva Ученик был 27 августа
Как посмотреть правильный ответ к тесту,если ты неправильно ответил на вопрос?
26.06.2014

На данный момент только ответив правильно :)

Развернуть
Николай Ученик был 08 апреля
Великолепно объясняете)
12.02.2014
Развернуть
Малафеев Василий Евгеньевич Родитель был 07 октября
Низкий полон всем участникам данного проекта!!!
11.06.2012
nerv
28.04.2014
+1
Развернуть
PETROV Arseny был 01 июня
Все ясно
31.05.2012
Развернуть
Шевченко Станислав Родитель был 20 мая
Спасибо создателям данного ресурса!
21.04.2012
Развернуть
Ilya1995 Ученик был 08 апреля
Великолепный учитель
08.04.2012
Развернуть
да, прада так все оъясняет... очень приятно и интересно слушать!
21.02.2012
Развернуть
Нальгиева Зухра М. Ученик был 21 января
Очень понятно! Даже маленькому ребенку будет это всё понятно! Спасибо вам большое! Но хотелось бы еще чтоб можно было скачать видео, чтоб в любое время посмотреть их, даже в школе если учителя нет, то мы можем с классом свободно изучить тему! И интернет не всегда бывает под рукой, а если бы скачать, то было бы очень удобно!
18.01.2012
Развернуть
Очень грамотно преподносят материал, спасибо большое!!!
08.01.2012
Развернуть

Мудрец говорит своему ученику

– Вот этот глиняный горшок я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая.

Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней.

– Наполнился? – спросил он.

– Наполнился, – ответил ученик.

После этого поверх камней мудрец насыпал песок.

– Снова наполнился?

 – Снова…

– А теперь смотри, наполнится и в третий раз! – сказал мудрец и залил содержимое горшка водой.

Объяснить происходящее несложно. Между камнями есть промежутки, куда помещаются песчинки, а между песчинками есть промежутки, куда просачивается вода. Но есть ли промежутки между частицами воды? И существуют ли частицы, еще более мелкие, чем частицы воды?

В ходе этого и нескольких последующих уроков вы узнаете,  как «устроено» вещество, познакомитесь с основными свойствами частиц, из которых оно состоит.

Тема: Первоначальные сведения о строении вещества

Урок: Строение вещества

1. Введение

В своей жизни мы достаточно часто сталкиваемся с различными физическими явлениями, и нашего жизненного опыта обычно вполне хватает, чтобы объяснить многое из увиденного. И не только объяснить, но предсказать ход того или иного явления.

Например, каждый из вас может предсказать, что если поместить термометр в сосуд с горячей водой, то уровень ртути в термометре поднимется. Если положить кусочек льда в кипящую воду, то лед расплавится. Если развязать завязочки воздушного шара, то воздух выйдет из него.

А легко ли вам будет ответить, например, на вопрос: одинаково ли поведет себя капля подсолнечного масла, если поместить ее на поверхность стола и на поверхность воды?

Как поведет себя капля подсолнечного масла на поверхности лакированного стола и на поверхности воды?

Рис. 1. Как поведет себя капля подсолнечного масла на поверхности лакированного стола и на поверхности воды?

Или, например, вы собрались построить модель самолета или аэроплана и выбираете материал для его постройки. Какими свойствами должен будет обладать выбранный материал?

Подобные вопросы уже вызывают определенные затруднения. Это происходит потому, что нам не хватает сведений о строении веществ. Именно об этом и пойдет сегодня речь.

2. Вещество состоит из частиц

Поставим ряд опытов, чтобы понять, какое же строение имеют различные вещества.

Возьмем кусочек мела. Можно ли его разделить на части? Да, безусловно, можно. А еще на более мелкие части? Можно. Достаточно провести по нему пальцем, и на пальце останется след. Это частицы мела.

 Следы мела на пальцах – это мельчайшие частицы мела 

Рис. 2. Следы мела на пальцах – это мельчайшие частицы мела

В этом сосуде подкрашенная жидкость. Можно ли разделить ее на более мелкие порции? Возьмем второй стакан и отольем немного жидкости. Что находится в стакане? Частицы жидкости. А можно ли жидкость разделить на более мелкие порции? Можно. Возьмем еще один стакан и отольём туда еще часть жидкости. Наконец, жидкость можно разделить на необычайно маленькие порции, распыляя ее из пульверизатора.

Пульверизатор позволяет разделить воду на очень маленькие порции – капельки 

Рис. 3. Пульверизатор позволяет разделить воду на очень маленькие порции – капельки

Из чего же состоит вещество? Можно сделать вывод, что любое вещество состоит из частиц. Из последующих опытов мы узнаем, каков характер движения этих частиц и их расположение.

3. Между частицами есть промежутки

Надутый воздушный шарик, если приложить усилия, можно заметно сжать. При этом число частиц в шарике остается тем же самым, но форма и объем шарика изменяются.

Сжимая шарик, мы уменьшаем расстояние между частицами воздуха, находящегося в нем 

Рис. 4. Сжимая шарик, мы уменьшаем расстояние между частицами воздуха, находящегося в нем

Можно взять самую обыкновенную резинку и, приложив усилия,  растянуть ее. При этом снова изменяются и форма, и размер резинки, но количество частиц и в этом случае остается прежним.

Растягивая резинку, мы увеличиваем расстояние между частицами, из которых она состоит 

Рис. 5. Растягивая резинку, мы увеличиваем расстояние между частицами, из которых она состоит

В первом случае мы сжимали предмет, во втором случае растягивали его. Из этих опытов можно сделать вывод, что между частицами вещества есть промежутки.

Проведем еще один опыт, наглядно доказывающий, что это действительно так. Возьмем медный шарик, который в обычных условиях проходит через кольцо. Если же этот шарик нагреть, то промежутки между частицами должны измениться. Через некоторое время, когда шарик нагреется, попробуем вновь поместить его в кольцо. Мы увидим, что шарик застревает в кольце.

Холодный шарик свободно проходит через кольцо, а нагретый – застревает 

Рис. 6. Холодный шарик свободно проходит через кольцо, а нагретый – застревает

Можно сделать вывод о том, что объем шарика увеличился. Это доказывает, что промежутки между частицами могут изменяться, увеличиваться или уменьшаться.

На этом принципе основано действие самого обыкновенного термометра, столбик которого состоит из подкрашенного спиртового раствора. При повышении температуры раствор начинает увеличиваться в объеме, промежутки между частицами увеличиваются, и столбик движется вверх, показывая все более высокую температуру.

При повышении температуры спиртовой раствор в шарике и столбике термометра расширяется, так как увеличивается расстояние между частицами, из которых раствор состоит 

Рис. 7. При повышении температуры спиртовой раствор в шарике и столбике термометра расширяется, так как увеличивается расстояние между частицами, из которых раствор состоит

4. Почему мы не видим частиц, из которых состоят вещества?

Мы с вами видим различные предметы – это и стол, и доска, и стеклянный сосуд. Мы утверждаем, что все они состоят из частиц, но почему же мы не видим эти частицы?

Чтобы понять это, проведем следующий эксперимент. Возьмем подкрашенную жидкость (например, обыкновенные чернила) и перенесем в сосуд с водой только лишь небольшое количество этой жидкости (достаточно одной капли чернил). Мы увидим, что небольшая часть частиц красителя, входящего в состав чернил, попав в воду, окрасила всю воду целиком. Попробуем повторить этот эксперимент. Снова перельем небольшую часть подкрашенной воды в следующий сосуд с чистой водой. Теперь уже количество частиц красителя, попавших в третий сосуд, стало во много раз меньше, чем было в капле чернил. Но даже их достаточно, чтобы весь объем воды оказался окрашенным. Значит, частицы, из которых состоят вещества (в нашем примере это частицы красителя) очень малы, а их количество огромно.

5. Выводы

Итак, мы пришли к следующим важным выводам:

1) все вещества состоят из частиц;

2) между частицами есть промежутки;

3) размеры частиц очень малы, а их количество в веществе огромно.

Но теперь перед нами возникает новый вопрос: а можно ли делить вещество на частицы до бесконечности? Ответ на него будет темой следующего занятия.

 

Список литературы

1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике, 7 – 9 кл.: 5-е изд., стереотип. – М: Издательство «Экзамен», 2010.

3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (Источник).

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (Источник).

 

Домашнее задание

Перышкин А.В. Сборник задач по физике, 7 – 9 кл. №№ 31, 32, 33.

Проверьте знания с помощью теста

Задайте вопрос учителю, если не поняли объяснения темы во время просмотра
сергей ягуар Ученик был 04 марта
О каких физических явлениях идет речь в приведенном ниже стихотворении(тепловые,магнитные и т.д.)А.С.Пушкина *Зимний вечер*?Объясните свой ответ. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
28.11.2013
Котик22
03.12.2013
перемещение замерзших молекул воды в виде снежинок под воздействием перемещения молекул воздуха, при этом приабразуя звуковые колебания=))
Развернуть
Ilyha.qq Ученик был 10 декабря
Ошибка в видеоуроке, присжатии воздушного шара, его объем не изменится.
16.12.2012
Котик22
03.12.2013
я тоже думаю, что объем не измениться, измениться форма, тоесть если давить сверху на шар, то он будет увеличиваться с боков, также с растягиванием резины, при растягивании уменьшаеться толщина, и у меня такой вопрос, если между молекулами есть пространство, то чем оно заполнено, тоесть я думаю должно быть что-то, либо вакуум, либо другое вещество
А по-моему, изменится. Ведь когда сжимаем шарик, мы уменьшаем расстояние между частицами воздуха, находящегося в нем
Развернуть
Никита Ученик был 22 апреля
что такое частица? Термин.
05.10.2012
Никита, http://lmgtfy.com/?q=%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0.
Никита
08.10.2013
Спасибо =)
Развернуть
Между частицами вещества располагается материя, но в виде поля.
07.09.2012
Развернуть
ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ, отрасль физики, изучающая законы и явления, связанные со взаимодействием и взаимозависимостью между ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ и МАГНЕТИЗМОМ. Область, в которой можно обнаружить действие электромагнитной системы называется электромагнитным полем. При изменении магнитного поля всегда можно обнаружить наличие электрического поля, и наоборот. И то, и другое поле можно считать электромагнитным. Частица, имеющая электрический заряд, оказывается в магнитном поле, только когда движется, и в электрическом поле, - когда неподвижна.
02.07.2012
Развернуть
damonlake1979 Ученик был 04 февраля
Между частицами вакуум.
13.05.2012
Развернуть
damonlake1979 Ученик был 04 февраля
Между частицами находится вакуум. Другого объяснения пока нет.
13.05.2012
Развернуть
что находится между частицами вещества ?
30.06.2011
Между молекулами вещества находится вакуум.
Развернуть
Что такое электромагнетизм ?
04.03.2011
Электромагнетизм – часть физики в которой изучают электрические и магнитные явления, связанные с наличием электрических зарядов и их движением.
Развернуть
Как увидеть молекулы? Электронный микроскоп не видит молекулы! Поэтому есть-ли молекулы в том виде, как трактует школьный курс физики и химии?
03.02.2011
InternetUrok.ru
03.02.2011
Уровень развития современной технологии (ионно-туннельный микроскопы) позволяет увидеть молекулярные ряды. В школьном курсе физики мы рассматриваем модели молекул и моделируем явления, с ними происходящие. Модель всегда предполагает определенные условности и превращения.
Развернуть