Классы
Предметы

Арккосинус и решение уравнения cos t =a

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Арккосинус и решение уравнения cos t =a

На этом уроке мы продолжим изучение арккосинуса и решение типовых уравнений и задач. В начале урока решим нетабличное уравнение и проиллюстрируем решение на числовой окружности и на графике. Далее выведем общую формулу ответа для уравнения cos t = a и рассмотрим некоторые частные случаи решения. Далее мы продолжим решение тригонометрических уравнений, иллюстрируя решения на графике и на круге.

Тема урока, введение

Мы знаем, что такое арккосинус, и теперь с его помощью сможем решить уравнение  при всех допустимых значениях , т.е. при .

Пример уравнения вида cost=a

Пример 1. Решить уравнение

Решение.

 значит, уравнение имеет решение. Мы получим бесчисленное множество решений, т.к. функция периодична.

Задана абсцисса точки единичной окружности. Через эту точку проведем перпендикуляр к линии косинусов и получим две точки пересечения с окружностью (рис. 1).

Точке  соответствует множество действительных чисел

Точке  соответствует множество

Проиллюстрируем на графике:

На промежутке  функция монотонно убывает, и    достигается только при одном значении аргумента  Функция  чётная, её график симметричен относительно оси  значит, вторая точка имеет абсциссу  С учетом периода 

Ответ:

Решение уравнения cost=a в общем виде

 

Решим уравнение  в общем виде, при

Решение:

Абсциссу  имеют две точки окружности –  (рис. 3).

Они и только они проектируются на линию косинусов в точку с координатой  Каждой точке соответствует определенное множество действительных чисел.

Ответ:

Частные случаи уравнения cost=a

Рассмотрим частные случаи тригонометрических уравнений вида

1. 

Решим с помощью числовой окружности и проиллюстрируем на графике:

А как получить решение с помощью общей формулы?

2. 

3. 

Решение уравнений

Пример 2. Решить уравнение и проиллюстрировать решение на числовой окружности и на графике:

a) 

b) 

Решение:

a) 

Отметим точку  на оси . Проведём перпендикуляр, получим две точки пересечения с числовой окружностью:  (рис. 7).

Проиллюстрируем решение на графике.

На промежутке  функция  монотонно убывает, значит, на данном промежутке есть только одно решение 

 Косинус чётная функция, график симметричен относительно оси , значит, точка  тоже является решением.

Ответ:

b) 

Абсциссу  имеют две точки –  Им соответствует множество действительных чисел 

Проиллюстрируем решение на графике.

На отрезке  функция монотонно убывает и принимает значение  только  в одной точке

Косинус – чётная функция, график симметричен относительно оси , значит, точка  также является решением уравнения.

Ответ:

Рассмотрим более сложное тригонометрическое уравнение.

Пример 3. Решить уравнение

Решение:

Осуществим замену переменной, обозначим

Теперь вернемся к старой переменной:

Ответ:

Вывод, заключение

Мы научились решать уравнения вида  при любом допустимом  Мы использовали понятие арккосинуса. На следующем уроке мы познакомимся с понятием арксинуса.

 

Список литературы

1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.

2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник  для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.

3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.

4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.

5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.

6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.

7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.

8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.

 

Домашнее задание

Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник  для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.

№№ 22.2 – 22.7.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Математика (Источник).

2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).

3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).