Классы
Предметы

Решение задач В3

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Решение задач В3

На данном уроке мы рассмотрим задачи B3 из ЕГЭ по математике.

Тема: Общее повторение курса математики. Подготовка к экзаменам

Урок: Решение задач В3

1. Основные этапы решения уравнений с корнями

При решении данного типа задач следует обратить внимание на некоторые моменты:

1. От корня обычно избавляются путем возведения в квадрат;

2. После избавления от корня решается простое уравнение;

3. Обязательно выполнение проверки – все ли найденные корни удовлетворяют ОДЗ, нет ли посторонних корней, удовлетворяют ли корни заданному условию и т. д.;

2.  Решение уравнений с корнями

Пример 1: решить уравнение:

Действуем согласно алгоритму: возводим заданное уравнение в квадрат, при этом не забываем возвести в квадрат правую часть:

Теперь решаем полученное уравнение, в данном случае оно линейное:

Выполним проверку – подставим найденный корень в исходное уравнение:

Пример 2: решить уравнение:

Действуем согласно алгоритму: возводим заданное уравнение в квадрат, при этом не забываем возвести в квадрат правую часть:

Теперь решаем полученное уравнение, применим свойство пропорции:

Выполним проверку: подставим найденный корень в исходное уравнение:

Пример 3: решить уравнение. В ответ записать меньший из корней, если их получится несколько:

Согласно алгоритму, избавляемся от корня:

Решаем полученное уравнение, в данном случае квадратное:

Согласно теореме Виета, здесь сумма корней равна пяти, произведение – минус шести. Несложно догадаться, что это корни

Отметим, что квадратное уравнение также можно решить, вычисляя дискриминант, тогда

Выполним проверку:

 – первый корень нас полностью устраивает;

 – выражение не имеет смысла, так как значение квадратного корня не может быть отрицательным, второй корень следует отбросить. Имеем ответ:

3. Показательная функция, определение, свойства, этапы решения показательных уравнений  

Напомним определение: показательной называется функция, которая возводит некоторое конкретное число в степень, зависящую от переменной:

, где  – основание степени,  – показатель.

При решении показательных уравнений следует придерживаться алгоритма:

1. Привести степени к одинаковому основанию (к уравнению вида );

2. Перейти к показателям: вследствие монотонности показательной функции имеет место факт

Напомним основные свойства показательной функции:

1.      ;

4. Решение показательных уравнений 

Пример 4: решить уравнение:

Согласно алгоритму, необходимо привести степени к одному основанию:

Теперь имеем право приравнять показатели степени:

Решаем полученное линейное уравнение и получаем ответ:

Отметим, что в данном случае в проверке ответа нет необходимости, ошибок, связанных с ОДЗ, возникнуть не может.

Пример 5: решить уравнение:

Согласно алгоритму, необходимо привести степени к одному основанию. Мы видим, что основания очень похожи. В данном случае есть два пути решения: двойку привести к основанию одна вторая или наоборот. Рассмотрим сначала первый вариант:

Теперь имеем право приравнять показатели степени:

Обратим внимание, что ответ в части В в ЕГЭ записывается либо в виде целого числа, либо в виде десятичной дроби.

Рассмотрим второй вариант:

Итак, мы ознакомились с задачами ЕГЭ типа В3: задачами на корни и показательную функцию. Мы рассмотрели основные опорные факты и решили примеры.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
  2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа. 
  3. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.

  

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Vipirit.ru (Источник).
  2. Математика-повторение (Источник).
  3. ЕГЭ (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Решить уравнение:

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

  1. Решить уравнение, в ответ записать сумму корней:

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

  1. Решить уравнение:

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;