Классы
Предметы

Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус

В ходе урока вы сможете самостоятельно изучить тему «Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус». В первой части урока рассматривается круг и его составные части. Разбираются примеры задач. Далее дается определения sinα и cosα, рассказывается о том, как вычислять эти значения и находить синусы и косинусы для основных реперных точек окружности

Определение радиана

Мы уже знаем, что аргумент можно откладывать на числовой окружности. Рассмотрим круг и его основные части, которые нам будут нужны в дальнейшем.

Определение радиана. Углы могут измеряться разными единицами – градусами и радианами.

Радианом называется такой центральный угол, длина дуги которого равна радиусу (рис.1).

;

Ð

, т.к. длина хорды АВ меньше длины дуги .

Связь радиана и градуса

Связь радиана и градуса.

Окружность разделили на 360 равных частей и угол, равный одной части, приняли за угол в

А сколько углов в 1рад можно получить в одной окружности?

Длина окружности , т.е. в окружности содержится  штук  радиусов R.

;

 - связь градуса и радиана;

- иррациональное число.

Решение типовых задач

Типовые задачи.

1. Дано: . Перевести в рад.

a) Дано: Перевести в рад.

2. Дано: 1рад. Перевести в градусы.

Формулы площади сектора и длины дуги

Через радианную меру угла удобно выражать площадь сектора круга и длину дуги окружности.

Имеем круг радиуса R. Найти площадь сектора AOB.

Длина дуги .

Если , то 

Если окружность имеет , то, отложив длину дуги , мы получим центральный угол, который равен в радианном измерении.

Наша цель – тригонометрические функции. Аргументы тригонометрических функций откладывают либо на единичной окружности, либо на координатной прямой. Если окружность единичная, откладывать можно и числа, и углы.

Числовая окружность в координатной плоскости

Переходим к числовой окружности в координатной плоскости.

На окружности начало отсчета – т. А (рис.4).

Зададим . Отложим дугу , получим угол  и т.В.

 – уравнение окружности с центром в т. О(0;0).

Если ,то  уравнение единичной окружности с центром в т.О(0;0).

Мы уже знаем, что любая точка на окружности описывает множество чисел, первое из них – число  либо угол  Важно уметь находить координаты этих точек.

Любая точка на координатной плоскости характеризуется двумя координатами -.

Определение синуса и косинуса

Определение. Если т. В соответствует числу , а значит и углу , то ее абсциссу называют косинусом этого числа или этого угла, а ее ординату – синусом этого числа или этого угла.

Как вычислять эти значения?

Мы имеем уравнение единичной окружности  

И ранее были вычислены соответствующие значения для углов  .

Примеры

Пример:

Вычислить значения

Решение:

 .

Необходимо найти

Изобразим т. М на единичной окружности (рис.5). Спроектируем ее на координатные оси и получим точки

координата т.координата т.

Т.е. нам необходимо найти

Рассмотрим прямоугольный (рис.6).

 

Но т.принадлежит отрицательной полуоси  поэтому 

Ответ:.

Синусы и косинусы реперных точек

Найдем синусы и косинусы основных реперных точек. Реперные точки – это точки пересечения единичной окружности с осями координат (рис.7).

Т. А соответствует углу 0 рад.

По определению 

Значит

Т .В соответствует углу

Значит

Т.С соответствует углу

Значит

Т. D соответствует углу .

Значит

Заключение

Мы ввели числовую окружность и поместили ее в координатную плоскость, решили типовые задачи, определили, что такое синус и косинус угла, выяснили, что если в числовой окружностиR=1, то дуга , соответствующая центральному углу , равна самому углу  в радианном измерении, .

Выяснили, что для любой точки

Вычислили  для основных точек.

Изучение  мы продолжим на следующих уроках.

 

Список литературы

  1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
  2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
  3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
  4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
  5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
  6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.

 

Домашнее задание

  1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
  2. №№ 631; 634; 554; 561; 574; 578.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. РЕШУ ЕГЭ (Источник). 
  2. Задачи (Источник).
  3. Задачи (Источник).