Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Рациональные неравенства и их системы. Системы рациональных неравенств

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Рациональные неравенства и их системы. Системы рациональных неравенств

С помощью данного урока вы узнаете о рациональных неравенствах и их системах. Решается система рациональных неравенств с помощью эквивалентных преобразований. Рассматривается определение эквивалентности, способ замены дробно-рационального неравенства - квадратным,а также разбирается в чем отличие неравенства от уравнения и как осуществляются равносильные преобразования.

Введение

Алгебра 9 класс

Итоговое повторение курса алгебры 9-го класса

Рациональные неравенства и их системы. Системы рациональных неравенств.

1.1  Конспект.

Эквивалентные преобразования рациональных неравенств

1.      Эквивалентные преобразования рациональных неравенств.

Решить рациональное неравенство означает – найти все его решения. В отличии от  уравнения, при решении неравенства, как правило, возникает бесчисленное множество решений. Бесчисленное множество решений нельзя проверить методом подстановки. Поэтому, нужно так преобразовывать исходное неравенство, чтобы в каждой следующей строчке получалось неравенство с тем же множеством решений.

Рациональные неравенства решаются только  с помощью эквивалентных или  равносильных преобразований. Такие преобразования не искажают множество решений.

Определение. Рациональные неравенства называют эквивалентными, если множества их решений совпадают.

Для обозначения эквивалентности используют знак

 

Решение системы неравенств. Эквивалентные преобразования системы

2.      Решение системы неравенств

Первое  и второе неравенство – это дробно-рациональные неравенства. Методы их решения являются естественным продолжением методов решения линейных и квадратных неравенств.

 

Перенесем числа, стоящие в правой части, в левую с противоположным знаком.

В итоге в правой части останется 0. Это преобразование является эквивалентным. На это указывает знак

Выполним действия, которые предписывает алгебра. Вычтем  «1» в первом неравенстве и «2» во втором.

 

 

 

 

Упростим полученные неравенства. Далее будем решать каждое неравенство по- очереди.

 

 

 

Решение первого неравенства методом интервалов

3.      Решение неравенства    методом интервалов

1)     Введем функцию. Нам нужно узнать, когда эта функция меньше 0.

2)    Найдем область определения функции: в знаменателе не должен стоять 0.  «2» - точка разрыва. При х=2 функция неопределенна.

3)    Найдем корни функции. Функция равна 0,если в числителе стоит 0.

Поставленные точки разбивают числовую ось на три интервала – это интервалы знакопостоянства. На каждом интервале функция сохраняет знак. Определим знак на первом интервале. Подставим какое-нибудь значение. Например, 100. Ясно, что и числитель, и знаменатель больше 0. Значит и вся дробь положительна.

Определим знаки на остальных промежутках. При переходе через точку х=2  только знаменатель меняет знак. Значит, и вся дробь поменяет знак, и будет отрицательной.  Проведем аналогичное рассуждение. При переходе через точку х=-3 только числитель меняет знак. Значит, дробь поменяет знак и будет положительной.

Выберем интервал соответствующий условию неравенства. Заштрихуем его и запишем в виде неравенства

 

Прием сведения дробно-рационального неравенства к квадратному.

Решение первого неравенства путем сведения к квадратному

4.      Решение неравенства    с помощью квадратичного неравенства

Важный факт.

При сравнении с 0 ( в случае строгого неравенства) дробь можно заменить на произведение числителя на знаменатель или поменять числитель или  знаменатель местами.

 

Это так, потому, что все три неравенства выполняются при условии, что u  и v разного знака. Эти три неравенства эквивалентны.

Используем это факт и заменим дробно-рациональное неравенство квадратным.

. Решим  квадратное неравенство.

 Введем  квадратичную функцию. Найдем ее корни и построим эскиз ее графика.

 Значит, ветви параболы вверх. Внутри интервала корней функция сохраняет знак. Она отрицательна.

Вне интервала корней функция положительна.

Решение первого неравенства:

Решение второго неравенства

5.      Решение  неравенства 

Введем функцию:

Найдем ее интервалы знакопостоянства: 

Для этого найдем корни и точки разрыва области определения функции. Точки разрыва выкалываем всегда.  (х=3/2) Корни выкалываем в зависимости от знака неравенства. Наше неравенство строгое. Поэтому корень выкалываем.

Расставим знаки:

Запишем решение:

 

Пересечение множеств решений первого и второго неравенств. Форма записи решения

Закончим решение системы. Найдем пересечение множества решений первого неравенства  и множества решений второго неравенства.

Решить систему неравенств означает найти пересечение множества решений первого неравенства и множества решений второго неравенства. Поэтому, решив первое и второе неравенство по отдельности нужно записать полученные результаты в одну систему.

Изобразим решение первого неравенства над осью Ох.

Решение же второго неравенства изобразим под осью.

Решением системы будут те значения переменной, которые удовлетворяют как первому, так и второму неравенству. Итак, решение системы:        

 

   

Заключение

 

1.2.            Список  рекомендованной литературы

 

1.3.            Дополнительные веб-ресурсы

 

http://slovo.ws/urok/algebra  -Учебные материалы (учебники, статьи) по алгебре для  9  класса. Все учебники, указанные в списке можно посмотреть в режиме онлайн , без скачивания.  

http://math-portal.ru/matematika-shkolnaya/  

 

1.4.            Сделай дома

Алгебра, 9 класс. Часть 2 из 2. Задачник (А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.) 2010

Домашнее задание: 4.24; 4.28

Другие задания: 4.25; 4.26