О проекте

Оле Рёмер

Оле Кристенсен Рёмер
(Olaf К. Römer)
Олаф (Оле) Кристенсен Рёмер родился в Архусе (Дания) 25 сентября 1644 г. в семье купца. Обучался в Копенгагенском университете, где сначала изучал медицину, а затем физику и астрономию. В 1671 г. был приглашен Ж. Пикаром для работы в Парижской обсерватории. В Париже Рёмер проводил разнообразные астрономические наблюдения, участвовал в решении технических проблем, а также обучал математике наследника французского престола.

После возвращения на родину в 1681 г. Рёмер возглавил кафедру математики Копенгагенского университета, где продолжал астрономические исследования. В университете им была создана обсерватория, оснащенная передовыми по тому времени приборами: пассажным инструментом, меридианным кругом и рядом др. инструментов. (Созданные Рёмером инструменты позднее погибли во время пожара) На обсерватории были измерены положения более 1000 звезд, впоследствии были использованы Т.И. Майером и Н. Маскелайном для определения собственных движений ряда звезд.

Рёмер также принимал активное участие в общественной и политической жизни Дании. Им была разработана новая система налогообложения, по поручению короля он выполнял ряд заданий инженерного характера, исполнял обязанности сенатора, а в конце жизни стал главой государственного Совета. Умер Олаф Рёмер 19 сентября 1710 г.

Его имя занесено на карту Луны.

Работая в обсерватории, в 1676 г. он сделал открытие первостепенной важности: доказал конечность скорости света и впервые измерил ее величину.

В 1672 г. астроном Жан Доминик Кассини (1625–1712) предпринял систематическое исследование спутников Юпитера. Он заметил, что моменты вхождения и выхода первого спутника в тень «запаздывают», когда Юпитер находится далеко от Земли.

Рёмер занимался наблюдениями одного из спутников Юпитера для составления таблицы его затмений, которую предполагалось использовать для определения географической долготы точек земной поверхности в открытом море. (Это делается сравнением местного времени начала или конца затемнения с приведенным в таблице моментом, рассчитанным для определенной точки.) Во время наблюдений было обнаружено, что в затмениях первого спутника Юпитера наблюдаются отклонения от периодичности, которые Рёмер объяснил конечностью скорости распространения света.

В сентябре 1676 г. на заседании Парижской академии наук он сделал доклад, в котором предсказал, что затмение, ожидаемое 9 ноября того же года, произойдет на 10 минут позже, чем следует из расчетов, не учитывающих время распространения света от Юпитера до Земли. Полученное Рёмером значение скорости света было примерно в полтора раза ниже современного.

Хотя предсказание Рёмера блестяще подтвердилось, его вывод подвергся резкой критике со стороны директора обсерватории Ж.Д. Кассини. Следует, однако, заметить: ряд крупнейших ученых того времени (X. Гюйгенс, Г.В. Лейбниц, И. Ньютон, Э. Галлей) разделяли взгляды Рёмера и ссылались на его открытие.

Окончательно подтвердил теорию Рёмера и одновременно снял возражения, выдвинутые Декартом, астроном Бредли (1693–1762) в 1725 г., когда он обнаружил явление аберрации света (название данному явлению было дано в 1729 г. Евстахием Манфреди).

Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]