Классы
Предметы
О проекте

Эйзенштейн С.М.

 

Эйзенштейн Сергей Михайлович (10(22) января 1898 г., Рига – 11 февраля 1948 г., Москва) – советский режиссёр, теоретик искусства, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939). Родился в семье архитектора. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров. С 1918 г. работал на агитпоездах Красной армии. В 1920 г. был заведующим декорационной частью Первого рабочего театра Пролеткульта (Москва). В 1921 – 1922 гг. учился в Государственных высших режиссёрских мастерских у В.Э. Мейерхольда, оформлял (совместно с С.И. Юткевичем) ряд постановок в театре «Мастфор» («Мастерская Фореггера»). Первый самостоятельный спектакль Э. – «Мудрец» (по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1923). В журнале «ЛЕФ» в 1923 опубликовал программную статью «Монтаж аттракционов», где обосновал искусство направленного социального воздействия.

 
В 1925 г. вышел на экран фильм «Стачка», в котором Э. впервые в мировом кино показал революционную массу как движущую силу истории. Идейно-эстетические принципы «Стачки» были развиты и углублены в кинофильме «Броненосец “Потемкин”« (1925) – одном из высочайших достижений современного и мирового киноискусства. Фильм с классическим совершенством воплотил тему революции как борьбы за классовое равенство, свободу и человеческое достоинство. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе он возглавил список 12 лучших фильмов всех времён. В фильме «Октябрь» (1927) Э. совместно с режиссером Г.В. Александровым и оператором Э.К. Тиссэ воплотил на экране события 1917 г. и впервые в игровом кино предпринял попытку создания образа В.И. Ленина. Открытия в области киномонтажа позволили Э. выдвинуть концепцию «интеллектуального кинематографа» как синтеза искусства и науки. В 1929 г. завершил фильм «Старое и новое» – первое произведение советского экрана о кооперации и коллективизации в деревне.
 
В 1929 – 1932 гг. Э. (вместе с Александровым и Тиссэ) был в командировке во Франции, США, Мексике. Условия буржуазного кинопроизводства не позволили ему осуществить свои замыслы. Незаконченной осталась картина «Да здравствует, Мексика!», положившая, тем не менее, начало национальному кино Мексики.
 
На родине Э. продолжает режиссёрскую, теоретическую и педагогическую работу. В 1935 – 1937 гг. работал над фильмом «Бежин луг», фабула которого основывалась на истории гибели пионера Павлика Морозова. Фильм не был завершен. Крупной победой советского кино стал «Александр Невский» (1938), патриотический фильм о разгроме немецких рыцарей в XIII в. Последний фильм Э. – кинотрагедия «Иван Грозный» в 2 сериях (1-я серия – 1945, 2-я серия выпущена на экран в 1958 г.), трактующий тему власти с его глубокой исторической проблематикой и всесторонним использованием выразительных средств кино, стал второй вершиной творчества Э.
 
Огромное теоретическое наследие Э. охватывает основные проблемы художественного творчества – от общих вопросов эстетики до конкретных задач практики кино. Ему принадлежат также публицистические статьи, очерки и мемуары. Рисунки Э., ставшие известными по посмертным выставкам, подтвердили его талант незаурядного графика. С 1928 г. преподавал в Государственном техникуме кинематографии (с 1938 г. ВГИК), профессор (с 1937 г.). Государственная премия СССР (1941, 1946). Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.

 

Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/istoriya-9-klass/eyzenshteyn-s-m