Классы
Предметы
О проекте

Государственный совет

Государственный совет – в 1906-1917 годах высшее, наряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы – высшее законосовещательное учреждение Российской империи.
 
Преобразован 1(13) января 1810 г. из Непременного совета (существовал с 1801 г.) в соответствии с «Планом государственных преобразований» М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм.
 
Законодательной инициативой Государственный совет не обладал – внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и после утверждения императором получали силу закона.
С 1824 г. прекратилась практика утверждения мнения большинства: император мог утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мнения, приняв собственное решение (закреплено в 1842 г. в «Учреждении Государственного совета»). В 1880-е годы часть функций Государственного совета перешла в Комитет министров.
 
В ведении Государственного совета находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Государственный совет рассматривал ежегодные отчёты министерств (до 1827 г.), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. государственную роспись доходов и расходов), годовые отчёты Госбанка (с 1894 г.). Государственный совет также рассматривал сметы и штаты государственных учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти.
 
Первоначально в состав Государственного совета входило 35 человек, к 1890 году – 60, назначаемых (как и председатель Государственного совета) императором из числа высших сановников. К 1905 году Государственный совет насчитывал 90 человек. Министры являлись членами Государственного совета по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. Фактически членство в Государственном совете было пожизненным. Члены Государственного совета делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах. В 1812–1865 годах председатель Государственного совета являлся одновременно председателем Комитета министров.
 
Государственный совет состоял из 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касающихся финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; Военного департамента, существовавшего до 1854 г.
 
В феврале – апреле 1817 года существовал Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов; в 1832–1862 годах – Департамент Царства Польского (в 1866–1871 годах Комитет по делам Царства Польского), с января 1901 года действовал Департамент промышленности, наук и торговли.
 
Перед рассмотрением в Государственном совете все дела поступали в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь, имевший ранг министра. Задача Государственной канцелярии – делопроизводство и подготовительные работы к заседаниям Государственного совета. В ведении Государственной канцелярии также находились Государственный архив и Государственная типография.
 
После обсуждения дел в соответствующих департаментах канцелярии наиболее важные из них передавались в Общее собрание Государственного совета (некоторые дела поступали сразу в Общее собрание). Заседания департаментов и общих собраний Государственного совета были не публичны, на них не допускались также и представители печати.
 
Кроме того, в составе Государственного совета были: Комиссия составления законов (в 1826 г. преобразована во Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии); Кодификационный отдел (1882–1893 гг.); Комиссия прошений (1810–1835 гг.); Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения депутатов Сената (1884–1917 гг.); Особое присутствие о военной повинности (1874–1881 гг.); Главный комитет об устройстве сельского состояния (1861–1882 гг.) и др.
 
В 1906 году с созданием Государственной думы Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы (исключая вопросы изменения Основных законов).
 
После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент – рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент – по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907–1917 гг.) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905–1917 гг.).
 
Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря. Издание Свода законов и Полного собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.
 
Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.
 
Члены Государственного совета по выборам избирались: от губернских земских собраний – по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ – по 18 человек (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета); от российской православной церкви – 6 человек (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ – 12 человек; от Петербургской АН и университетов – 6 человек (АН и каждый университет избирали 3 выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного совета); финляндский сейм избирал 2 человека. В 1914 г. Государственный совет состоял из 188 человек.
 
Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Государственного совета.
 
После Февральской революции 1917 года Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 г. был издан декрет Временного правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа).
 
24 декабря 1917 г. Государственный совет был окончательно упразднен.
Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/istoriya-9-klass/gosudarstvennyy-sovet