Классы
Предметы
О проекте

Нескучная история: Подъем L-55

 

 
Интересный факт, изрядно позливший чопорных и настроенных крайне негативно по отношении к молодому Советскому государству англичан, произошел в 20-е годы, хотя завязка сюжета этого события началась еще в Гражданскую войну. Вот как эту интересную историю описал  Л.Л. Простокишин.
 
4 июня 1919 г. в Копорской губе Финского залива советские эскадренные миноносцы «Азард» и «Гавриил» производили разведку противника. Опасаясь атак вражеских подводных лодок, корабли шли противолодочным зигзагом, меняя курс каждые три минуты.
 
В 17 часов 37 минут слева от курса были замечены следы идущих двух торпед, а невдалеке, примерно в пяти кабельтовых, показались рубка и часть корпуса подводной лодки. Командир эсминца «Азард» переложил руль «лево на борт» и пошел на таран вражеской субмарины. Торпеды прошли слева по борту корабля, а оба эсминца открыли огонь из носовых орудий. На месте разрыва снаряда поднялся громадный столб воды черного цвета, а также были заметны летящие в воду обломки. Из центра образовавшегося водоворота с огромной силой выходил воздух, образуя белую пену. Несколько дней спустя после боя миноносцы находили в этом районе пятна всплывающего солярового масла.
 
Вскоре (12 июня) британская пресса опубликовала официальное сообщение, в котором говорилось, что одна из подводных лодок его величества, производя операции в Балтийском море, без вести пропала 4 июня, и ее следует считать погибшей со всем личным составом.
 
Так новейшая английская подводная лодка «L-55» закончила свое существование в водах Финского залива, опустившись на дно со всем экипажем. Но об этом стало известно только через семь лет, когда в этом районе тральщик «Клюз» затралил прицельное приспособление от 100 мм орудия с английской надписью.
 
20 октября 1927 года было произведено первое обследование подводной лодки. По записям вахтенных журналов эсминцев «Азард» и  «Гавриил» определили место ее потопления -  59°55'60'' северной широты и 20°49'15'' восточной долготы.
 
За время войны Копорский залив был густо насыщен минными заграждениями, что служило серьезным препятствием для судоподъемных работ. Тральщиками были уничтожены мины, поставленные на двенадцати метровой глубине, но мины противолодочных заграждений, находящиеся на 20-ти метрах глубины, были нетронуты, что представляло большую опасность. Кроме того, в Финском заливе часто встречались плавающие мины.
 
Первое кратковременное (в связи с плохой погодой) обследование водолазами подводной лодки показало, что она лежит на глубине 32 метра, уйдя в грунт (мягкая глина с песком) по привальные брусья, с креном на правый борт в 7-8°,с дифферентом на корму в 4°. Повреждений, кроме пробоины от снаряда в рубке, обнаружено не было.
 
В этот период советские конструкторы и кораблестроители занимались проектированием первых отечественных подводных лодок, и «L-55» представляла большой интерес как одна из новейших английских океанских подлодок, построенных в период 1917-1919 гг. Учитывая это, было решено поднять лодку.
 
Работы по подъему были поручены ЭПРОНу под руководством начальника ЭПРОНа Л.Н. Захарова. Для эпроновцев это задание представлялось новым и очень важным испытанием. Кроме того, они не имели еще на Балтике своей штатной партии, и к работам были привлечены самые опытные специалисты из числа черноморских эпроновцев.
 
 
1 июня приступили к подъемным работам. Для заведения стальных полотенец под корпус лодки была необходима промывка четырех туннелей, на которую ушла бы половина срока подъемных работ. Начальник водолазной группы Ф.А. Шпакович предложил промывку заменить «подрезанием» грунта по всей длине лодки стальным тросом. С помощью этого троса стальное полотенце протаскивалось стропами через грунт под корпус судна. Благодаря этому способу полотенца со стропами были заведены за 23 суток. Этой тяжелой работе сильно мешала погода, но специалисты, прибывшие с Черного моря, быстро адаптировались в этих сложных условиях, и работа продолжалась даже при большой волне.
 
 
Из справочных документов установлено, что подводные лодки типа «L» имели по штатному расписанию 45-49 человек команды. Учитывая то, что полное число экипажа, как правило, по ряду причин (отпуска, болезнь и т.д.) не бывает, надеялись обнаружить в лодке порядка 35-45 трупов. И действительно после освобождения отсеков от воды и грязи было обнаружено 42 погибших члена экипажа.
 
В связи с этим начальник Морских Сил РККА 16 августа заявил корреспонденту ТАСС: «Эти люди были нашими врагами, но красные моряки не питают к ним враждебных чувств. Английские моряки творили волю пославших их и погибли. Мы примем во внимание пожелание английского правительства о порядке похорон и распоряжении вещами погибших. Во всяком случае их останки будут преданы земле с подобающими воинскими почестями».
 
Английское правительство через несколько дней выразило желание получить тела своих моряков. Просьба была удовлетворена. Останки моряков и офицеров с почестями были переданы прибывшему в Кронштадт английскому пароходу «Труро». Погребальная церемония состоялась в Порсмуте.
 
8 сентября 1928 года английская газета «Дейли геральд» писала, что эти моряки встретили смерть «во время нападения на народ, которому не объявили войны, — нападения, за которое ответственны не они, а их правители. Эти моряки не питали вражды к людям, против которых их послали сражаться. Они не были заинтересованы в разрушении рабочей республики и в восстановлении господства капитала и царизма в России. Их жизнь была принесена в жертву делу, которое не было их собственным делом».
 
Тщательное обследование поднятой английской подводной лодки «L-55» позволило советским специалистам установить, на каком уровне находилось английское кораблестроение. При таком же водоизмещении, как и у первых советских подводных лодок, «L-55» имела одинаковую с ними мощность главных двигателей. Однако подводная скорость ее была гораздо ниже (13 узлов), чем у первых советских лодок. При разработке программ и проектов при создании подводного флота советским конструкторам, военно-морским специалистам в какой-то мере помогло ознакомление с подводной лодкой «L-55». Затем она была восстановлена и в 1931 году вошла в состав Краснознаменного Балтийского Флота. С началом Великой Отечественной войны ее законсервировали и сдали в порт на хранение.
Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/istoriya-9-klass/neskuchnaya-istoriya-pod-em-l-55