Классы
Предметы
О проекте

Строительство железной дороги в 1899 г.

 

Официально считается, что строительство железных дорог в России началось чуть более 170 лет назад, когда была построена Царскосельская железная дорога (открыта в 1837 году), соединившая Петербург с Царским селом и Павловском. Однако в действительности первые железные дороги появились на горных заводах Алтая и Урала в конце XVIII – начале XIX в. Они создавались для перевозки руды с рудников на перерабатывающие заводы.

Самым примечательным здесь стало строительство в 1934 году на Нижнетагильском заводе крепостными механиками Черепановыми железной дороги с первым в России паровозом.
 
Опыт Царскосельской железной дороги был признан удачным. Оценив несомненные преимущества железнодорожных перевозок (быстроту, непрерывность, всепогодность, дешевизну), император Николай I 1 февраля 1842 г. подписал указ о строительстве Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Строительство началось летом 1843 г. на основе проекта П.П. Мельникова, Н.О. Крафта и А.Д. Готмана. Ее прокладывали по кратчайшему расстоянию между столицами. Это был двухколесный путь около 604 верст. Строительство продолжалось 8,5 лет и неожиданно дешево обошлось казне (около 67 млн рублей серебром). Это было связано с внедрением нестандартных экономичных инженерных решений, массовым использованием крепостного труда, а также применением специализации и поточного метода производства работ.
 
 
Именно при сооружении этой дороги сложились параметры строительства, сохраняющиеся по сей день (например, ширина колеи в 1524 мм). Официальное открытие дороги состоялось 1 ноября 1851 г. Параллельно на Александровском чугунолитейном заводе сумели наладить производство паровозов по типу английских. Однако слабость развития железнодорожного сообщения по сравнению с Европой продолжала сказываться в России еще достаточно долго, что стало в том числе одной из причин поражения в Крымской войне. Осознав это, Александр II 26 января 1857 г. подписывает указ о создании сети железных дорог общей протяженностью около 4000 км. В последующие годы были возведены дороги стратегического и экономического назначения. Дорога Петербург – Псков – Варшава – Вена связала Россию с Европой. Москва построила сообщение с основными сырьевыми и продовольственными районами: Поволжьем (Нижний Новгород), Черноземьем (Воронеж), Украиной (Харьков), Донбассом (Ростов-на-Дону), Северным Кавказом (Владикавказ).
 
 
Значительные сдвиги в строительстве железных дорог в 1880—1890-е гг. были связаны с деятельностью С.Ю. Витте. Его служба в ведомстве путей сообщения, позволила реализовать много продуктивных идей. Одна из них – самая грандиозная железнодорожная стройка XIX века – прокладывание Транссибирской магистрали, соединившей всю страну с запада на восток. Строительство началось в 1891 году и продолжалось 10 лет. Оно осуществлялось под руководством опытных инженеров А.И. Урсати, О.П. Вяземского, К.Я. Михайловского, А.И. Меженинова и др. Был достигнут невероятно высокий темп строительства – 740 км в год – при использовании в основном ручного труда. Настоящим шедевром инженерной мысли стало строительство мостов через крупные реки Сибири. Например, мост через Амур современники назвали амурским чудом. Его спроектировали инженеры Л.Д. Проскуряков и Г.П. Передерий. Это сооружение высотой 64 метра и длиной 2,6 км строилось в 1913—1916 гг. Мост включал 18 пролетов по 127 метров с 200-метровой левобережной эстакадой. Не меньшее восхищение вызывает 900-метровый мост через Енисей.
 
Транссибирская магистраль продолжала достраиваться и совершенствоваться в годы Первой мировой войны. Ее экономическая эффективность превзошла все ожидания. Соединив железной дорогой Европу и Азию, она способствовала экономическому и культурному возрождению Сибири. Приток населения в посёлки, расположенные вдоль трассы, увеличил спрос на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Значимость строительства Транссиба иностранная пресса поставила в один ряд с сооружением Суэцкого канала. Подчеркивая его стратегическую значимость, П.А. Столыпин в выступлении в Думе отмечал, что «никакие крепости не заменят путей сообщения». Железнодорожные ветки, построенные в XIX веке, стали той важнейшей основой, на которой выросли современные сети российских железных дорог, до сих пор считающиеся главными транспортными артериями страны.
Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/istoriya-9-klass/stroitelstvo-zheleznoy-dorogi-v-1899-g