Классы
Предметы
О проекте

Третьеиюньская монархия

Третьиюньская система
Избирательный закон от 3 июня 1907 г., может, и казался окружению царя удачной находкой, вот только сформированная в соответствии с ним Государственная дума так однобоко отражала расстановку сил в стране, что не смогла даже адекватно очертить круг тех проблем, решение которых могло бы предотвратить сползание страны к катастрофе. В результате, заменяя I Думу второй, царское правительство хотело как лучше, а получилось как всегда. I Дума была Думой надежд на мирный эволюционный процесс в стране, уставшей от революции. II Дума оказалась Думой острейшей борьбы депутатов между собой (вплоть до драк) и непримиримой борьбы, в том числе в оскорбительной форме, левой части депутатов с властью.
 
Опыт первых двух законодательных собраний был оценен царем и его окружением как неудачный. В этой ситуации и был издан Третьеиюньский манифест, в котором неудовлетворенность от работы Думы списывалась на несовершенство выборного законодательства: Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым.
 
Имея опыт разгона предыдущей Думы, наиболее подготовленная к парламентской деятельности, наиболее интеллектуальная фракция кадетов пыталась ввести хоть в какие-то рамки приличия и правых, и левых партий. Но самоценность ростков парламентаризма в самодержавной России мало интересовала правых, а левым было вообще наплевать на эволюционное развитие демократии в России. В ночь на 3 июня 1907 г. последовал арест членов социал-демократической фракции. Одновременно правительство объявило о роспуске Думы. Был издан новый, несравненно более жесткий ограничительный избирательный закон. Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.
 
Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью продемонстрировало ошибочность и неэффективность силовых паллиативов в решении кардинальных проблем взаимоотношений различных ветвей власти. Но до того как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны, были III и IVДумы.
 
В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в IIIДуме крайне правого монархическо-националистического крыла.
 
Третьеиюньская политическая система: цели и сущность, причины ее кризиса
20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы – 30 депутатов.
 
В начале марта в Думе выступил председатель Совета министров Столыпин с правительственной декларацией о проведении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновенности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т.д. Как и раньше, центральным был аграрный вопрос. Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовали радикального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательный закон. Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присылать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так создавалась видимость народного гласа. В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая провокация. 55 депутатов социал-демократов были обвинены в подготовке государственного переворота. Правительство потребовало отстранить их от заседания. Власти не захотели дожидаться ответа на свой ультиматум.
 
3 июня 1907 г. II Государственная дума была досрочно распущена, а некоторые члены социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов.
Изменение избирательного закона в Думу было проведено, несомненно, с нарушением Манифеста 17-го октября, и потому акт 3-го июня был воспринят как государственный переворот. Новым избирательным законом было сильно урезано представительство в Думе от окраин государства: Польша должна была вместо 36 посылать 14 депутатов (в том числе 2 от русского населения), Кавказ вместо 29 – десять. Средняя Азия была вовсе лишена думского представительства. В европейской России при избрании выборщиков в губернские избирательные собрания курии землевладельцев было предоставлено преобладание над другими куриями: в 34 губерниях (из 52) съезды землевладельцев выбирали в губернские избирательные собрания абсолютное большинство выборщиков; в общей сложности курия землевладельцев избрала 50,5% выборщиков (вместо 31%), крестьянская курия – 22,5% (вместо 42%); городская курия избирала по-прежнему 27% выборщиков, но теперь городские избиратели были разделены на две курии, причем первой (цензовой) было предоставлено большинство выборщиков. 
 
Рабочая курия сохранилась лишь в 6 наиболее промышленных губерниях. От каждой курии губернские избирательные собрания непременно должны были избрать в Думу по одному представителю, остальные депутаты могли быть избраны из любой курии.
 
Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства.
 
Выборы в III Думу происходили осенью 1907 г. в обстановке террора и разгула реакции. Правительство сумело на этот раз обеспечить послушный состав Думы. Большинство в ней имели помещики и буржуазия. Однако абсолютного большинства не имела ни одна партия. Она имела следующий состав: правых 50, «умеренно-правых» 71, националистов 26 (всего правых 147), октябристов (центр.) 154; налево от октябристов: прогрессистов 28, конституционных демократов 54, трудовиков 13, социал-демократов 20, поляков и литовцев 18, мусульман 8 (всего 141). Главную роль в IIIДуме играла фракция октябристов; из их среды были и председатели Думы, сначала Н.А. Хомяков, потом Д.И. Гучков. «Столыпинское» большинство в Думе составляли октябристы, националисты и умеренно-правые. Бюджетные права Думы давали ей большое влияние на государственный аппарат, ибо на всякое новое ассигнование государственных средств министры должны были получать согласие Думы, и поэтому правительство стремилось действовать в согласии с Думой. III Дума приняла аграрные законы Столыпина, поддерживала реорганизацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование. В то же время она поддерживала националистический курс, усвоенный с 1909 г. министерством Столыпина. Она приняла законы об ограничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства с преобладанием русского элемента, о выделении Холмской области в особую губернию (иронически названное четвертым разделом Польши).
 
Главным архитектором третьеиюньской политической системы являлся П.А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энергичный саратовский губернатор был замечен в апреле 1906 г. и получил портфель министра внутренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров.
 
Отсутствие в Думе какого-либо однопартийного большинства заранее предопределялось новым избирательным законом и отражало интересы царизма. «В III Думе с самого начала были два большинства» (Ленин В. И. Полное собр. соч., т. 20, С. 374) – черносотенно-октябристское и октябристско-кадетское. Лавирование между ними для сохранения основ самодержавия и подавления революции вылилось в политику бонапартизма. «Бонапартизм есть лавирование монархии, потерявшей свою старую, патриархальную или феодальную... опору, – писал В. И, Ленин. – монархии, которая принуждена эквилибрировать, чтобы не упасть; заигрывать, чтобы управлять... Бонапартизм есть объективно неизбежная, прослеженная Марксом и Энгельсом... эволюция монархии во всякой буржуазной стране» (Полн. собр. соч., т. 17, С. 273-274). После революции 1905 г. царизм понял, что рассчитывать на крестьянство нельзя, а дворянство не могло быть достаточно прочной социальной опорой. Поэтому самодержавие установило союз с буржуазией, которая и сама стремилась в лагерь реакции из страха перед революционным народом. Важнейшим проявлением бонапартизма, таким образом, было заигрывание с буржуазией. Одновременно важная черта этой политики – жестокая расправа с революционным народом.
 
Реакционная, черносотенная Дума охотно поддерживала правительство в его борьбе с революцией. Вся страна управлялась на основе Положения об усиленной и чрезвычайной охране. Полицейские репрессии обрушились на демократическую печать, профсоюзы, культурно-просветительные общества рабочих. Особым преследованиям подверглась партия пролетариата. В.И. Ленин, вернувшийся в Россию в ноябре 1905 г., вынужден был в декабре 1907 г. уехать во вторую эмиграцию. Многих большевиков казнили, отправили в ссылку или на каторгу. Всюду действовали военно-полевые суды. Цель правительства состояла в том, чтобы задушить революцию физически и идейно. Для этого использовали не только правительственный террор, но и идеологические диверсии. Самодержавию в этом активно помогала буржуазия. Она принялась оплевывать революционные традиции, чернить революционеров; началась активная проповедь поповщины и идеализма, усилилась критика марксизма. Упадочничество и реакция в области идеологии свидетельствовали об окончательном переходе либеральной буржуазии в лагерь черносотенцев и самодержавия. Правительство охраняло буржуазию и власть капитала с помощью штыков. Буржуазия поддерживала финансовую, национальную и аграрную политику самодержавия. Таков был идейно-политический итог развития российского либерализма.
 
III Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 – октябристы и близкие им группы, 108 – кадеты и сочувствующие, 13 – трудовики и 20 – социал-демократы. Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н.А. Хомяков. В марте 1910 г его сменил лидер партии А.И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В. Родзянко, ставший затем председателем и IVДумы (1912–1917).
 
Третьедумский период – время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни, между правительством и депутатским корпусом. Большинство избранников уже не смотрело на Совет министров как на шайку преступников, не воспринимало существующую государственную систему как темное царство, которое надлежало разрушить до основания. Поиск взаимодействия, изыскания форм конструктивного сотрудничества не были простыми и легкими. Немало за это пятилетие было острых моментов, взаимного непонимания, отражавшего старые предубеждения. Свой взгляд на работу законодательного органа сформулировал царь. Принимая 6 января 1908 г. в Большом Царскосельском дворце 300 депутатов (группы правых и центра), он сказал: «Помните, что вы созваны Мною для разработки нужных России законов и для содействия Мне в деле укрепления у нас порядка и правды. Из всех законопроектов, внесенных по Моим указаниям в Думу, Я считаю наиболее важным законопроект об улучшении земельного устройства крестьян и напоминаю о Своих неодноратных указаниях, что нарушение чьих-либо прав собственности никогда не получит Моего одобрения; права собственности должны быть священны и прочно обеспечены законом».
 
Правительство подготовило целую серию законопроектов, которые и стали предметом обсуждения. Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той или иной степени все стороны жизни страны и нацеленных на постепенное реформирование традиционных экономических укладов и социальных структур. Центральным среди них был острейший вопрос – аграрный. В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории появилась мощная фигура Петра Аркадьевича Столыпина, ставшая ярким символом правительственной власти в последнее десятилетие существования монархии.
Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/istoriya-9-klass/tretieiyunskaya-monarhiya