Классы
Предметы
О проекте

Исторический фон к уроку «А.С. Пушкин "Евгений Онегин"»

«Евгений Онегин» охватывает события с 1819 по 1825 год (от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов). Это время правления Александра I и «золотой век» русской культуры. Подробнее узнать об эпохе вы сможете из этого видео: Внутренняя политика России в 1801–1825 гг..

 

Читая роман Пушкина, невозможно не заглянуть в работы Юрия Михайловича Лотмана – пушкиниста, культуролога, специалиста по XIX веку. В «Очерке дворянского быта онегинской эпохи» учёный рассказывает об образе жизни тогдашнего дворянства: образовании, манерах, правилах приличия, дуэльном кодексе. Вот отрывки из этой работы.

 

О богатстве и статусе дворянина

«По имущественному положению различались мелкопоместные (до 80–100 душ), среднепоместные (число душ которых исчислялось сотнями) и крупнопоместные (около тысячи душ) дворяне. Кроме того, имелась количественно небольшая, но стоящая на вершинах власти и жизни группа помещиков, имущество которых насчитывало десятки или даже сотни тысяч душ».

«Герои ЕО довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Отец Онегина “промотался” (7, III, 4), сам герой романа после получения наследства от дяди, видимо, сделался богатым помещиком: 

Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный.
(1, LIII, 10-11)

Характеристика Ленского начинается с указания, что он “богат”. Ларины же не были богаты». Вспомним «жалобы Прасковьи Лариной на то, что для поездки в Москву “доходу мало”. Зато выйдя за князя N, Татьяна сделалась “богата и знатна”».

 

О дворянской службе

«Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь какое-либо специальное объяснение: болезнь или физический недостаток, скупость родителей, не дававшую определить сына в гвардию (в соединении с фамильным чванством, отвергавшим слишком «низкую» карьеру армейского офицера), фамильные связи в дипломатическом мире. Большинство штатских чиновников или неслужащих дворян имели в своей биографии хотя бы краткий период, когда они носили военный мундир».

Таким образом, то, что герой отказывается от военной и гражданской карьеры, – это важный знак. Онегин настроен скептически по отношению к государству,  его поведение демонстративно.

 

О женском образовании

«…бессистемный характер носило образование молодой дворянки. Схема домашнего воспитания была та же, что и при начальном обучении мальчика-дворянина: из рук крепостной нянюшки, заменявшей в этом случае крепостного дядьку, девочка поступала под надзор гувернантки – чаще всего француженки, иногда англичанки. В семьях, где нанять хорошую гувернантку не было средств, а дать девушке образование все же считали необходимым (немало было и дворянок, получивших лишь самое начальное образование от какого-нибудь сельского дьячка и едва умеющих читать и писать), прибегали к помощи пансионов».

Важно, что автор предпочитает подчеркнуть в своей героине близость к народной культуре и не ассоциировать взросление Татьяны ни с французскими пансионами, ни с гувернаткой-француженкой (хотя Татьяна знает французский в совершенстве, следовательно, педагог французского у нее был).

Давайте посмотрим, как могли выглядеть пейзажи и интерьеры того времени – «золотого века» русских усадеб.

Полностью см. здесь: Очерк дворянского быта онегинской поры .

А. Васнецов

 А. Васнецов

А. Васнецов

А. Васнецов

Г. Сорока

С. Жуковский

С. Зеленцов

В. Аникин

Д. Белюкин

 

 

Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/literatura/istoricheskii-fon-onegin