Классы
Предметы
О проекте

Мнения о произведении к уроку Л.Н. Толстой «После бала»

«После бала» зачастую воспринимается как произведение публицистическое. Писатель, критик, журналист Д.Л. Быков видит в рассказе Толстого вневременную проблему – неустранимое и трагическое социальное противоречие:

«это же рассказ не о Николае Палкине, не о николаевской России (в смысле – о Николае Павловиче, Первом); это рассказ о том, на мой взгляд, что в основе всякого общества, особенно общества процветающего, лежит чудовищное насилие, которого мы не хотим видеть. Ведь экзекуция, которую герой увидел, происходит ночью, её никто не видит. Тут надо что вспомнить? Что Толстой ведь вообще писатель довольно грубых, простых и сильно работающих приёмов. Он такого цирлиха-манирлиха как модернист себе не позволяет (хотя и модернисты тоже довольно грубые ребята). Раздвигая границы, опции художественной прозы, он доводит до совершенства, да, всё-таки довольно простые приёмы. И “После бала” весь сделан на контрасте между этой свежестью, этой молодостью и этим зверством чудовищным. <...> В основе всякой жизни, в подкорке всякого сознания, в гумусе, из которого растёт всякое цветение, находится вот этот кровавый ад. То есть всякая влюблённость, всякое счастье и всякая молодая беспечность – они обеспечены тем, что рядом по ночам происходит вот это. И будет происходить до тех пор, пока цел репрессивный аппарат государства (следовательно – всегда, пока стоит мир, пока стоит человечество). <...> поздний Толстой не устаёт вам напоминать, что в изнанке этого вашего радостного мира, в изнанке вашей юности всегда кого-то в это время порют шпицрутенами, и только этим оплачено ваше счастье. Вот об этом надо помнить. Так что рассказ “После бала” – это вообще такой серьезный удар по молодому счастью, по молодой самоуверенности. Я во всяком случае это понял так».

Полностью см. здесь: ссылка

Однако не меньшего внимания заслуживает поэтика произведения. Лингвист, литературовед, писатель А.К. Жолковский обнаруживает скрытые параллели между сюжетом рассказа и фольклорной волшебной сказкой:

«Сходство полковника с Николаем I и подчеркнутая “величественность” и “царственность” Вареньки задают классическую сказочную ситуацию царя и царской дочери на выданье. Претендентом на её руку выступает герой по имени Иван (Васильевич) <...>; наш герой, вдобавок к обладанию пером, чувствует себя “неземным существом”. В некоторых сказках и более поздних сюжетах с мифологической основой перенос может происходить во сне, чему в “После бала” соответствует ночное время и состояние зачарованности и бессонницы. Переправке на тот свет обычно способствует помощник (он же иногда – даритель), знающий дорогу и способный на дальнейшие услуги, в частности, лесное существо по имени “медный лоб”, промежуточное между жар-птицей и кузнецом, а нередко и просто кузнец, как в “После бала”. Тридесятое царство представляет потусторонний мир и в то же время владения племени невесты. Это открытое пространство, среди которого располагается дворец царя, – ср. плац около дома полковника. <...> В тридесятом царстве герою предстоит жениться на царской дочери, и его действия, являющиеся отражением свадебных обрядов, направлены на завоевание невесты. Герой должен пройти испытания, задаваемые царём или царевной, причем существуют царевны двух типов – действующие заодно с героем и такие, которые держат сторону своего отца и стараются погубить героя. В “После бала” в скрытой форме имеет место второй случай (когда невеста оказывается богатырь-девицей, с которой герою приходится вступить в состязание, а то и в прямой поединок). Что же делает Вареньку царевной типа амазонки? Прежде всего, её внешность – сходство с отцом-воином, высокий рост, худоба, вплоть до костлявости и острых локтей. Ее “отпугивающая” величественность перекликается с “отпугиванием” фольклорного героя богатырь-девицей, а еще одним роковым атрибутом Вареньки является белизна ее платья, перчаток и башмачков – цвет смерти. Далее, перышко соотносит Вареньку с жар-птицей, то есть невестой-вредителем. Наконец, на Вареньке, по крайней мере, в глазах героя, были “бронзовые одежды”, прекрасно идущие деве-воительнице».

Полностью см. здесь: ссылка

Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/literatura/mneniya-o-proizvedenii-k-uroku-l-n-tolstoy-posle-bala