Классы
Предметы
О проекте

Отражение в искусстве к уроку «И.С. Тургенев "Отцы и дети"»

Стоит обратить внимание на экранизацию 1958 года (режиссеры – А. Бергункер, Н. Рашевская). Очень «чисто» по стилю (обратите внимание на произношение и интонации актёров).

Можно посмотреть спектакль Малого театра (постановка 1974 года, режиссёры – А. Казьмина, Е.  Симонов). Спектакль уступает зрелищности фильму. В нем нет панорам и пейзажей, так как пространство ограничено сценой. Но сильнее огорчают возрастные актёры. Поколение «детей» – это люди средних лет, а вполне ещё активные Кирсановы – практически старики. Подобный подбор актеров мешает восприятию проблематики, но и такая интерпретация может быть любопытной.

Обратите внимание на четырёхсерийный фильм 1983 года (режиссёр – В. Никифоров): Серия 1 ; Серия 2 ; Серия 3 ; Серия 4. Пожалуй, самая лучшая из постановок: цвета, интерьеры, музыка, общий стиль – всё продумано до мельчайших деталей. Самая красивая и внутренне сложная Одинцова. Максимальное следование тексту Тургенева, насколько это возможно.

Упомянем про четырёхсерийный фильм 2008 года (режиссёр – А. Смирнова), но вряд ли можем рекомендовать. Слишком «современно» в дурном смысле: постановка-то «костюмная», консервативная, якобы в духе эпохи, а в интонациях дворян – развязность, чрезмерная «простота». В отличие от экранизации 1983 года, здесь сыграть XIX век не получилось (но вряд ли это массовая ошибка актёров, видимо, такова режиссёрская концепция): Серия 1 ; Серия 2 ; Серия 3 ; Серия 4

А вот спектакль К. Богомолова (постановка Театра под руководством О. Табакова, 2008 г) –– современный в ином смысле: здесь намеренно смешиваются эпохи, всё переставлено в декорации двадцатого столетия. Но психологическая проблематика тургеневского романа сохраняется и даже углубляется в этом хронологическом смещении. Да, сомнительная Фенечка, да, множество шокирующих прочтений, но интересно: Часть 1 ; Часть 2

Роман «Отцы и дети» вызвал много откликов среди современников Тургенева.  И этим объясняется огромное число иллюстраций к «Отцам и детям». Приведем некоторые из них.

Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. Художник П. Боклевский. 1880-е

Николай Петрович Кирсанов. Художник Д. Боровский

Базаров. Художник П. Боклевский. 1870-е

Базаров. Художник П. Боклевский. 1880-е

Базаров. Художник К. Рудаков. 1948-1949

Базаров. Художник Д. Боровский. 1980

«Отцы и дети». Глава 10. Спор Базарова с Павлом Петровичем. Художник И. Архипов

Анна Сергеевна Одинцова. Художник Д. Боровский

«Отцы и дети». Глава 24. Финал дуэли Базарова с Павлом Петровичем. Художник И. Архипов

«Отцы и дети». Глава 25. Аркадий и Катя. Художник Д. Боровский. 1980

Родители Базарова — Арина Власьевна и Василий Иванович. Художник Д. Боровский

Старики-родители на могиле сына. Художник В. Перов. 1878

Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/literatura/otrazhenie-v-iskusstve-turgenev