Классы
Предметы
О проекте

Сквозные темы к уроку «И.А. Гончаров. Роман "Обломов"»

Этот раздел поможет вам увидеть, что автор затрагивает масштабные и значимые для каждого человека вопросы. Где ещё (в предшествующей и дальнейшей литературе) обсуждаются похожие проблемы? С кем из авторов Гончаров вольно или невольно вступает в творческий диалог?

Любовь. Любовь – это деятельность и, в первую очередь, деятельность души. У «неподвижного» человека не может быть любви. У Обломова любовь только возникает. Но он  отказывается от грядущих потрясений, предчувствуя сложности, вызванные близкими отношениями с другим человеком, и связанные с ответственностью, браком. Онегин тоже не хочет перемен в жизни. А Базаров и Одинцова в «Отцах и детях»? Печорин и Бэла из «Героя нашего времени»? Кажется, что причины у всех героев разные. Но можно увидеть общее в этих сюжетах: страх обязательств  перед другим человеком.

Дружба. Пара персонажей, которые противопоставлены друг другу и при этом находятся в  сложных отношениях дружбы-соперничества (иногда даже дружбы-вражды)  – это распространенный прием в русской литературе. Онегин – Ленский, Печорин – Грушницкий,  Базаров – Кирсанов, Безухов – Болконский, Обломов – Штольц.

Какие формы принимает дружба у разных людей?

Герой и общество. Персонаж Гончарова не находит своего места в жизни, как не нашли его Чацкий, Онегин, Печорин, Павел Кирсанов… Можно ли говорить, что виновато общество? Ведь общество создается людьми...  Всегда ли у человека есть выбор, кем быть? Выбор делают Чацкий, Онегин, Печорин, Катерина...

Детство. Насколько оно определят человека? Вспомним здесь Татьяну Ларину, Молчалина, Чичикова, Петрушу Гринёва…

Господин и слуга. На память приходят литературные примеры: теснейшая взаимосвязь Гринева и Савельича, Обломова и Захара, Гаева и Фирса, Дон Кихота и Санчо Пансы…

Несостоявшаяся жизнь. Искать литературные параллели – для вас дело привычное. Онегин и Печорин, Татьяна Ларина и Маша Миронова, Захар и Фирс…Но, кроме очевидных сопоставлений из учебника, могут быть и «странные сближенья» (А.С. Пушкин), которые откроют в хорошо известных произведениях что-то новое. Не для экзамена, а для интереса. Сравнивать Илью Ильича Обломова с Акакием Акакиевичем Башмачкиным («Шинель» Н.В. Гоголя), на первый взгляд, абсурдно. Кажется, что эти герои живут на разных планетах. Можно ли представить себе Илью Ильича в шинели с воротником из кошки?! Или Акакия Акакиевича, наслаждающегося итальянской арией?! Где «идеальный барин» Обломов, избалованный и окруженный ореолом собственной исключительности, и где титулярный советник Башмачкин, вечно переписывающий бумаги?! Но, как ни странно, при всех различиях, общее найдется.

И в «Шинели», и в «Обломове» перед читателем проходит вся жизнь человека – от рождения до смерти. Даже начало, выдержанное в стиле сказочного зачина, сближает два произведения: «В одном департаменте служил один чиновник» («Шинель») – «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Оба героя живут в своем особом, замкнутом мире: для Башмачкина это мир букв, для Обломова – мир его мечтаний. И этот мир им дорог, они с любовью его обихаживают: у гоголевского персонажа есть любимые буквы, а гончаровский «всё чертит узор своей жизни».

Сюжетная основа обоих произведений близка: внешняя сила воздействует на героя, и для него начинается будто бы новая, осмысленная жизнь, которая оказывается лишь иллюзией. Акакий Акакиевич любит идею будущей шинели: «…самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился…». Илья Ильич – Ольгу Ильинскую. Когда персонажи теряют самое дорогое, они возвращаются в свой мир.

Две жизни проходят на наших глазах, и обе неудавшиеся, неполноценные. Акакий Акакиевич – человек-функция: он может только переписывать бумаги. И при этом совершенно доволен. Он будет легко заменен другим переписчиком, «выставлявшим буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее». А Обломов? Бездеятельный, безвольный, никому не приносящий пользы, потративший себя на «мечтательное лежание» на диване! Но при этом задающийся вопросом «почему я такой?»!

Так в чем же смысл сравнения двух героев? Их различие помогает увидеть то, что их объединяет, – отсутствие в человеке волевого начала.

 

 

Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/literatura/skvoznye-temy-oblomov