Классы
Предметы
О проекте

Отражение в искусстве к уроку «А.С. Пушкин. "Медный всадник"»

Если говорить о визуализации поэмы в искусстве, то за многие годы не создано ничего, что могло бы всерьёз соперничать с иллюстрациями Александра Бенуа.

Почему именно иллюстрации Бенуа? На протяжении 20 лет, в начале ХХ века, этот удивительный художник вчитывался в поэму, преобразуя словесные образы в графические. Здесь, как в поэме Пушкина, движется всё: Нева, люди, улицы и, конечно, он, Всадник.

Петербург возникает перед нами в своих неповторимых красках: тёмном граните, зеленовато-бледном мраморе, сером небе и чернеющей воде. Сумрачно-жёлтый цвет усиливает ощущение тайны и затаившейся бури.

На пороге ещё одной катастрофы - революционной - петербуржец Бенуа, мастер Серебряного века, изображает конфликт стихии и культуры.

Фильмов в полном смысле слова по поэме не создавалось, это, скорее, актёрское чтение с видеорядом. Остановимся на двух видеоспектаклях.

Известен фильм 1982 года, снятый Натальей Бондарчук (Фильм Н. Бондарчук, 1982). Поэму читает Сергей Герасимов, текст сопровождается специально поставленным видеорядом с актёрами (Евгением и Парашей). Сразу привлекает внимание обилие пейзажных зарисовок: осенние листья на пруду, маленькие мостики и другие атрибуты «пушкинской» эстетики в массовом сознании. Видно, что, с одной стороны, режиссёр стремится с бытовой конкретике и правдоподобию: перо, чернильница (снова хрестоматийные пушкинские ассоциации), тёмные ступени в ледяной воде… С другой стороны, такие изобразительные подробности на фоне пушкинского масштабного символизма отвлекают, уводят в сторону. Невольно думается: у Евгения весьма неплохо обставлена комната, почему же он тогда «бедный»? Любовные мечты героя смотрятся порой комично (но, может, в этом и замысел?), а Параша вообще выглядит не дочкой бедной вдовы, а холёной усадебной барышней. Такое ощущение, что здесь режиссёр пытается воплотить стереотипную мечту о XIX веке, неважно каком, но «золотом» и «классическом». Фильм сделан, пользуясь немодным словом, добротно: качественно, старательно. Но тяготение к реализму, понимаемому как жизнеподобие, и сентиментальная «лиричность» (вообще частые свойства позднесоветского искусства) всё же вызывают сомнения.

А вот моноспектакль 1974 года (постановка Малого театра, чтение Михаила Царёва – Фильм 1974 г., Малый театр) выглядит совсем иначе: чёрно-белая плёнка отлично подходит и для поэмы, и для впечатления о картинках Бенуа – именно эти иллюстрации составляют видеоряд. Спектакль выдержан в едином стиле, получилось сохранить пушкинское ощущение тайны.

Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/otrazhenie-v-iskusstve-medny-vsadnik