Классы
Предметы
О проекте

Сквоз­ные темы к уроку «А.П. Чехов. "Ионыч"»

В этом разделе мы видим, что темы, которые затрагивает автор, – это масштабные и значимые вопросы. Где ещё (в предшествующей и дальнейшей литературе) обсуждаются похожие проблемы? С кем из авторов Чехов вольно или невольно вступает в творческий диалог?

 

Несостоявшаяся любовь. Всегда ли человек может найти любовь? Что делать, если отношения не складываются и люди не понимают друг друга? Перед нами множество героев, так и не сумевших быть вместе их-за разного понимания жизни. Татьяна и Онегин, Ольга Ильинская и Обломов, Наташа и князь Андрей – этот список вы можете продолжить сами.

 

Человек и искусство. Старцев, слушая игру Котика на рояле, представляет себе, что это камни сыплются и сыплются с горы, и ему хочется, «чтобы они перестали сыпаться». Но соприкосновение с искусством в литературе не всегда описывается иронично. Например, в «Войне и мире» Николай Ростов, проиграв Долохову гигантскую сумму, возвращается домой и слышит пение сестры. Николай в отчаянии, но чудесное искусство Наташи меняет его душевное состояние. Вспомним, как ария, исполняемая Ольгой Ильинской, пробуждает в Обломове восторг и желание жить. Подлинное искусство прекрасно, а мнимое лишь раздражает – примеры этому находим в русской классике.

 

Деньги, накопительство. Отрицательное отношение к материальным благам – особенность русской литературы. Коробочка и Плюшкин в «Мертвых душах» Гоголя, циничный Кнуров в «Бесприданнице» Островского, Алена Ивановна в «Преступлении и наказании» Достоевского… А вспомните Чичикова, который копил деньги, складывал их в мешочек, а когда мешочек наполнился, зашил его и стал копить в следующий. Но есть и другие люди, например, Штольц из романа «Обломов»: он ведь не собирается останавливаться в работе даже тогда, когда «учетверит» капитал, – значит, для него дело не в деньгах (которые лишь возможность для развития), а в деятельности как таковой. И в «Ионыче» Чехов размышляет на непростую и неоднозначную тему отношения к деньгам.

 

Человек и вечность. Почти все герои русской литературы – даже Плюшкин у Гоголя, Иудушка Головлев у Салтыкова-Щедрина, Наполеон у Льва Толстого – переживают хотя бы минуту душевного просветления. Это происходит тогда, когда они соприкасаются с вечным: верой, смертью, дорогими воспоминаниями, природой. Такую же возможность дарит Чехов Дмитрию Старцеву.

Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/textfiles/skvoz-nye-temy-ionych