Классы
Предметы
О проекте

Во­про­сы для дис­кус­сии к уроку «И. Бунин. "Солнечный удар"»

Человек наедине с собой, человек с другим человеком, человек и общество, человек и мир – вот четыре точки зрения, которые помогают понять личность и осознать значение того или иного события в полной мере.

Давайте воспользуемся этим подходом и посмотрим, какие проблемы ставятся перед героем рассказа. Сможете ли вы представить себя на месте поручика и ответить на эти вопросы?

  1. Человек наедине с собой

В тексте показано, как герой в течение одного дня проходит путь от удивления и отрицания до принятия такой утраты и таких перемен, которые, по Бунину, несовместимы с жизнью. Неслучайно писатель первоначально задумывал самоубийство героя, и финальная сцена, где поручик просто сидит на палубе, уже кажется шокирующей своей бессобытийностью.

Если в рассказах Чехова, построенных по «романному» принципу (хронология рассказа – несколько лет и даже десятилетий), масштабные психологические изменения естественны, то «Солнечный удар» исследователи недаром считают новеллой. Герой становится другим человеком за сутки, и это – без войны и крови, без преступления, без внешней катастрофы. Изменения происходят через событие, незаметное стороннему глазу. И основной вопрос остается в рассказе открытым: как теперь герою жить именно наедине с собой и со своей памятью?

А может быть, пройдёт время, поручик вернётся к своим делам, его обессиленный организм властно потребует жизни и действия – и морок внезапной встречи рассеется?

  1. Человек в его отношениях с другим человеком

Героям для того, чтобы решиться на «безрассудство», понадобилось лишь три часа – именно такое время знакомства предшествовало разговору на палубе. Что это? Очарование, жажда приключений, желание уйти от обыденности? Экспозиции в рассказе нет, мы никогда не узнаем об этом. Можно ли назвать эту солнечную вспышку любовью?

Бунин показывает, что с «солнечного удара» всё только начинается, и любовь не проходит с упоением, а только вспыхивает сильнее. Наверное, мы можем озадачиться и пересмотреть привычные представления о человеческой привязанности: оказывается, и такая интенсивность и спонтанность чувства тоже возможна.

Как – скажут скептики – вообще можно говорить о любви, возникшей между героями столь внезапно, не подкреплённой серьёзным узнаванием друг друга?

  1. Человек и общество

Герой чувствует себя навсегда отторгнутым от общества – от «здоровых» людей, не поражённых солнцем, не ослеплённым его лучами. Здесь и тоска по недоступному отныне покою, по утраченной простоте, по ушедшему «естественному» смыслу жизни. Это зависть к «обычным» (всем остальным!) людям и их «счастью» (ведь сейчас счастье всё, что не это непереносимое отчаяние). Но одновременно пережитое потрясение – «высокая болезнь», тайна, которая возвышает героя над миром.

Можно ли после пережитого, выражаясь словами А.А. Блока, «…ходить среди людей и притворяться непогибшим»?
  1. Человек и мир

Герой рассказа внезапно постигает суть вещей: абсурд и бессмысленность упорядоченной обыденной жизни, иронию случайности, необходимость смириться с необъятным и невозвратимым. Он ощущает себя живой, пульсирующей частью мироздания и целые сутки живёт немыслимой по интенсивности жизнью, суть которой, по Бунину, – красота и боль. И никто и никогда, кроме него, не увидит больше с такой пронзительной ясностью этот город, просторы Волги, плеск воды, мягкое сияние огней, ослепляющее до слёз солнце – обжигающую и бессмысленную красоту «в этом злом и прекрасном мире».

Стоит ли приобщение к подлинности такого страдания? Или пускай проходят стороной эмоции, разрушающие привычных ход вещей?

Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/article/vo-pro-sy-dlya-dis-kus-sii-solnechny-udar