Классы
Предметы

Формы борьбы за существование

Из этого урока вы узнаете о борьбе за существование и её формах. Понятие «борьба за существование» при кажущейся понятности и простоте включает в себя сложный комплекс взаимодействий организма с окружающей средой, в том числе и с другими живыми организмами. Живые существа пытаются не только выжить, но и оставить потомство, потому что если бы это было не так, то жизнь на Земле давно бы прекратила существование. Особенность живых систем разного уровня как раз и состоит в том, что они существуют одновременно благодаря и вопреки окружающей среде. Борьба за существование элиминирует неудачные комбинации генов и сохраняет удачные.

Тема: Эволюционное учение

Урок: Формы борьбы за существование

Борьба за существование

Борьба за существование является основой естественного отбора. Особи, выигравшие эту борьбу, дают потомство и передают свои признаки следующему поколению.

Формы борьбы за существование

Дарвин выделял три основные формы борьбы за существование: межвидовую, внутривидовую и борьбу с неблагоприятными условиями среды (Рис. 1).

Рис. 1.

Межвидовая борьба заключается в конкуренции за ресурсы, которые являются общими для вступающих в неё видов.

Например, и волки и лисы охотятся на зайцев. Соответственно, волки и лисы будут конкурировать друг с другом за возможность съесть зайца. Это не означает, что они непосредственно вступают борьбу друг с другом. Но успех одного означает не успех другого. Ведь отсутствие добычи обрекает хищников на голод и гибель. Точно так же жизнь зайца ценна для самого зайца и для хищника, который на него охотится. Отношения хищник-жертва также относятся к видам межвидовой борьбы за существование.

Среди растений широко распространена борьба за свет. Растения, попавшие в сильное затенение, погибают, лишаясь возможности фотосинтезировать. Разные особи выживают в этой борьбе по-разному. Древесные формы стремятся с помощью длинного ствола разместить свои листья там, где всегда есть солнце.

А растения-эфемероиды (например, подснежники, см. видео) растут и цветут ранней весной, чтобы успеть дать потомство до того, как прочие растения «захватят свет».

Различные виды живых существ могут конкурировать за пищу, влагу, жилище, насекомых опылителей и прочие ресурсы среды. Обычно такая борьба протекает заочно, но иногда особи сталкиваются лицом к лицу.

Например, лев может отнять добычу у леопарда и даже убить его.

Хорошо известно, что львы могут убивать гиен без видимой причины.

Многие грибы выделяют в среду антибиотики, которые убивают микроорганизмов-конкурентов. Это свойство грибов активно использует человек для изготовления антибиотиков.

Выделяют еще один вид борьбы за существование – борьбу с абиотическими факторами: температурой, влажностью, освещенностью. Хотя борьбу с условиями среды выделяют особо, часто она является одной из форм межвидовой борьбы и внутривидовой борьбы.

Например, полярная сова и песец конкурируют друг с другом, выживая в условиях арктического холода. При этом, в случае гибели конкурента, все пищевые ресурсы достаются выжившим. Но такая форма борьбы будет называться не межвидовой, а борьбой с неблагоприятными факторами.

В условии засоления почв, большинство растений погибает. Только галотолерантные (солеустойчивые) виды выживают в борьбе с солью за воду.

В сильные морозы увеличивается смертность среди животных, обитающих в почве – это кроты и дождевые черви. Выживают только самые морозоустойчивые.

Летом, при сильной жаре, от недостачи кислорода, растворенного в воде, гибнет рыба.

Примеров борьбы с неблагоприятными условиями среды очень много.

Все формы борьбы за существование приводят к естественному отбору, то есть к выживанию особей с таким комплексом признаков (фенотипом), который дает преимущество в конкурентной борьбе с другими особями.

При этом не следует забывать, что при изменении условий среды полезными могут оказаться какие-то другие признаки, нейтральные или вредные прежде.

Антибиотики

В природе широко распространены химические войны. Наиболее часто встречается это явление в микромире. Очень много микроорганизмов выделяют в среду вещества, убивающие других микробов.

Человек научился использовать эти соединения, чтобы уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Принято считать, что антибиотики, используемые человеком, в основном производятся грибами, так как впервые антибиотик был выделен из пеницилла – плесневого гриба, но это не так.

Большинство современных антибиотиков продуцируются бактериями.

Примеры борьбы с условиями среды

Известны примеры борьбы растений с аридными условиями, т. е. опустыниванием территорий. В засушливых районах растения отращивают корневую систему исключительной длины, способной достать воду из очень глубоких грунтовых вод. В такой ситуации надземная часть растений является как бы надводной частью айсберга, уходящего глубоко в почву.

Одновременно пустынные растения вырабатывают плотную кутикулу на поверхности листьев, которая предотвращает испарение влаги.

У сильно специализированных растений пустыни листья вырождаются в жесткие колючки (кактусы и пустынные молочаи).

 

Домашнее задание

1. Что такое борьба за существование?

2. Приведите примеры внутривидовой и межвидовой борьбы за существование. В чем их сходство и отличие?

3. Почему возникает борьба за существование?

4. Какие виды борьбы за существование выделяют?

5. Как работает естественный отбор?

6. Что такое положительный и отрицательный отбор?

7. Как живые организмы борются с условиями среды?

8. Что такое антибиотики? Какие проблемы, связанные с употреблением антибиотиков неизбежно возникают?

9. Как естественный отбор влияет и влиял в прошлом на популяции людей?

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Википедия (Источник).

2. Википедия (Источник).

 

Список литературы

1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.

2. Беляев Д. К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.

3. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и др. – 5-е изд., стереотип. – Дрофа, 2010. – 388 с.

4. Агафонова И. Б., Захарова Е. Т., Сивоглазов В. И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.