Классы
Предметы

Взаимодействие организма и среды. Экосистемы. Биогеоценозы

При помощи данного урока вы сможете разобраться в таких экологических понятиях, как «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз» и «биом», научитесь характеризовать простые и сложные надорганизменные живые системы. Узнаете о взаимосвязи организмов и среды, объединении популяций в биоценозы, о структуре биогеоценозов и экосистем, о взаимодействии живых систем, объединяющем биосферу в единое целое.

Формирование сообществ и окружающая среда

Живые организмы живут не поодиночке, а в сообществах, состоящих из разных видов.

Сообщества формируются не случайно и спонтанно, а на протяжении тысячелетий эволюции в соответствии с условиями среды. Например, сообщество саванны формируется только на сухой жаркой, относительно ровной и периодически увлажняемой территории.

Сообщество опушки леса может формироваться только в окружении древостоя на хорошо освещенной и увлажнённой территории (см. видео).

На другой территории такое сообщество образоваться не сможет.

Свойства местности, важные для формирования и функционирования сообщества, называются факторами среды.

Фактор среды – это физическое (солнечный свет, давление, температура) и живое окружение живого организма (наличие хищников, присутствие жертв и т. д.).

Экосистема

Совокупность сообществ живых организмов и характерных факторов среды называется экосистемой.

Например, можно выделить экосистему липового леса (см. видео).

В эту экосистему входит сообщество лип, их подлеска и травянистого яруса, грибов, животных (насекомых, зверей, птиц) и микроорганизмов (см. видео).

Важнейшие факторы в экосистеме липового леса:

1. Серая слабокислая лесная почва

2. Низкая освещенность (меньше 1000 люкс)

3. Осадки (400 мл в год)

4. Периодическое промерзание почвы

5. Высокая аэрация почвы

6. Пятимесячный вегетационный сезон

Можно рассмотреть и небольшие по размерам экосистемы, например экосистема древесного пня (см. видео). Эта экосистема будет характеризоваться сообществом членистоногих – жителей этого пня, а также бактерий и грибов, разлагающих пень.

Характерными факторами будут обилие гниющей древесины, высокая влажность и низкая аэрация.

Экосистема гниющего пня входит в экосистему липового леса.

Экосистема липового леса, в свою очередь, входит в экосистему лиственных лесов в целом.

Биосфера — самая большая экосистема

Самая большая из известных экосистем – биосфера.

Помимо естественных экосистем, существуют искусственные (аквариум, огород, поле с посевами, ферма).

Экосистема картофельного поля будет включать в себя такие важные факторы, как искусственное распахивание, окучивание и периодическая обработка пестицидами – веществами, убивающими насекомых.

Можно выделить и рассмотреть экосистему цветочного горшка (рис. 1).

Помимо самого цветка, экосистема будет включать в себя микроорганизмы почвы, мелких насекомых и такие факторы, как периодический полив и постоянная комнатная температура без годовых колебаний и заморозков.

Рис. 1. Экосистема в цветочном горшке

Слева направо: моллюски на листе комнатного растения, лист растения, поврежденный насекомыми и вирусами, растение в горшке, в условиях регулярного полива

В общем, можно вычленять экосистему любого размера.

Тем не менее, существуют достаточно крупные экосистемы, для которых характерен собственный ландшафт, явно отличающийся от окружающего. Такие экосистемы называются биогеоценозами.

Например, биогеоценоз болота явно отличается от биогеоценоза леса и биогеоценоза поля по характеру однородного ландшафта.

Обычно один биогеоценоз расположен на одной почве и находится на одном элементе рельефа. Например, в затененной впадине и на глинистых породах или на хорошо продуваемом склоне.

Видовой состав болота более или менее самостоятелен, болото существует очень долго и находится в однородной геологической впадине. Поэтому болото можно считать биогеоценозом.

Экосистему пня нельзя считать биогеоценозом, так как состав его сообщества быстро меняется по мере разрушения пня, а факторы не отличаются от факторов окружающего его леса.

Биоценозы и биогеоценозы

Устойчивое сообщество всех организмов биогеоценоза называется биоценозом.

Гигантские биоценозы, занимающие климатическую зону и с преимущественно одним типом растительности, называются биомами.

Биомы – это степи, саваны, леса (см. видео). Внутри биомов существуют разные участки с отличающимися факторами среды и видовым составом, но отличие между биомами еще сильнее.

Таким образом, устойчивые биологические сообщества называются биоценозами. Совокупность биоценоза и факторов среды называется экосистемой. Крупные экосистемы, расположенные в пределах однородного ландшафта, называются биогеоценозами. Крупнейший биогеоценоз Земли – это биосфера.

 

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник
  2. Д.К. Беляев. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. (Источник)
  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010. – 388 с. (Источник
  4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е издание, дополненное. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с. (Источник)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Bioword.narod.ru (Источник).
  2. Sbio.info (Источник).
  3. Bio.fizteh.ru (Источник).
  4. Bioenc.ru (Источник).
  5. Biologiya-uroki.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Что такое экосистема? Приведите примеры.
  2. Какие экосистемы, находящиеся в вашей местности, вы можете назвать и описать?
  3. Какие экосистемы называют биогеоценозами? Приведите примеры.
  4. Какие сообщества живых организмов называют биогеоценозами?
  5. Какие сообщества называют биомами?
  6. Сравните понятия урока: экосистема, биоценоз, биогеоценоз, биом, биосфера.
  7. Можно ли считать огород или цветочный горшок примером простой экосистемы?
  8. Обсудите с друзьями и родными влияние человека на биосферу в глобальном и локальном масштабе.