Классы
Предметы

Ткани. Ткани растений. Продолжение

На этом уроке продолжается изучение тканей растений. Мы поговорим о проводящих, образовательных и механических тканях растений. Выясним особенности строения этих тканей, а также принцип работы и их нахождения в растении

Проводящие ткани растений

Проводящие ткани являются одними из самых главных тканей растений (рис. 1). Подземная часть растения не может фотосинтезировать свет, а надземная имеет малое количество воды, поэтому в растении организовано два потока веществ, один следует от корней к надземным частям и доставляет воду и растворенные соли, а от надземных частей следует поток питательных веществ к подземной части растения. Потоки разделены по двум проводящим тканям.

Рис. 1. Проводящие ткани

Воду и соли (почвенный раствор), ведет вверх древесина – ксилема (рис. 2).

Рис. 2. Ксилема (древесина)

Клетки этой ткани мертвые, длинные, похожие на трубки. Внутри трубки имеют утолщения, расположены по спирали, для того чтобы сохранять форму (рис. 3). Выстраиваются клетки друг над другом длинными рядами от корней до верхушки растения.

Рис. 3. Трубка со схематическим изображением утолщения внутри нее

На границах клеток много пор для переноса воды. Один элемент ксилемы называется трахеида, а ряд из них – сосуд (рис. 4).

Рис. 4. Трахеида с порами. Сосуд

В результате эволюции у некоторых современных растений элементы ксилемы выглядят как бочонки, вместо пор у них отверстия (рис. 5), называющиеся членики сосуда. Ксилема расположена под корой.

Рис. 5. Членик сосуда

Вторая проводящая ткань доставляет питательные вещества к корням растения, называется она флоэма (рис. 6).

Рис. 6. Флоэма

Клетки флоэмы выстраиваются длинными цепочками, на границах клеток много пор для просачивания питательных веществ, имеющих название ситовидные клетки (рис. 7).

Рис. 7. Ситовидные клетки

Эти клетки не имеют ядра, но выживают без ядра за счет клеток-спутниц (рис. 8), которые не проводят питательные вещества.

Рис. 8. Расположение ситовидных клеток и клеток-спутниц с их ядрами

Работает клетка таким образом: цитоплазма находится в постоянном движении, циркулирует (рис. 9), сверху в ситовидную клетку просачивается питательное вещество, а цитоплазма переносит питательное вещество в нижнюю часть клетки, вещество просачивается в клетку ниже и так далее к корням растения. Флоэма располагается под корой.

Рис. 9. Движение цитоплазмы в ситовидной клетке

Образовательные ткани (меристемы)

Растение – это постоянно растущий организм в отличие от животных, возраст у основания ствола дерева может отличаться на десятки лет от возраста веточки на его верхушке. Эта динамика роста достигается с помощью образовательных тканей (рис. 10).

Рис. 10. Образовательные ткани под микроскопом (меристемы)

Функцией образовательных тканей является создание всех остальных тканей растения. Такие клетки, как ксилема или флоэма, когда-то были образовательной тканью. Клетки этой ткани постоянно делятся, из-за этого имеют небольшой размер, вместо одной центральной вакуоли в клетке много маленьких вакуолей для удобства деления (рис. 11). Когда клетка образовательной ткани прекращает деление и берет на себя функцию какой-либо клетки, маленькие вакуоли соединяются в одну большую центральную вакуоль.

Рис. 11. Клетка образовательной ткани

В растении эта ткань расположена на кончиках стеблей и кончиках корней (рис. 12).

Рис. 12. Схема расположения образовательных тканей

Работа ткани происходит так: на кончике ветки растения образовательная ткань отдает свои клетки для определенных функций, ветка растет, а ткань поднимается, выше продолжая деление и образовывая новые клетки. То же самое происходит в корнях. Образовательная ткань, поднимаясь выше в ветках или опускаясь ниже в корнях, оставляет не только клетки для других тканей, но и камбий (боковую образовательную ткань), который расположен тонким слоем вокруг стебля, над местом отхождения листа от ветки остается вставочная образовательная ткань, а ткань, которая находится в кончиках корней и стеблей, называется верхушечная (рис. 13). Эти ткани позволяют растению неограниченно расти.

Рис. 12. Схема расположения камбия, вставочной и верхушечной образовательных тканей

Механические ткани

Механические ткани – прочные ткани, служащие растению опорой. Существует несколько механических тканей – колленхима и склеренхима. Клетки колленхимы длинные, вытянутые, имеют толстые прочные оболочки, а в некоторых местах тонкие для обмена веществ (рис. 13).

Рис. 13. Колленхима

Клетки склеренхимы толстые и прочные, в определенный момент развития стенка клетки утолщается и упрочняются настолько, что она погибает (рис. 14).

Рис. 14. Схема клетки склеренхимы

Такие каменистые клетки встречаются в косточках сливы, вишни, абрикосы и т. д. (рис. 15).

Рис. 15. Пример склеренхимы в плоде вишни

Колленхима расположена рядом с проводящими тканями.

На этом уроке мы  рассмотрели важные ткани растений. Разнообразие тканей растений – это разнообразие функций, необходимых растению, от клеток, которые входят в состав этого растения.

 

Список литературы

1. Био­ло­гия. Бак­те­рии, грибы, рас­те­ния. 6 кл.: учеб. для об­ще­об­ра­зо­ват. учре­жде­ний / В.В. Па­сеч­ник. – 14-е изд., сте­рео­тип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.

2. Ти­хо­но­ва Е.Т., Ро­ма­но­ва Н.И. Био­ло­гия 6. – М.: Рус­ское слово.

3. Ис­а­е­ва Т.А., Ро­ма­но­ва Н.И. Био­ло­гия 6. – М.: Рус­ское слово.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Информационные научно-образовательные ресурсы ГАГУ» (Источник)

2. Интернет портал «Учебник по ботанике» (Источник)

3. Интернет портал «Я Класс» (Источник)

4. Интернет портал «Биология и медицина» (Источник)

 

Домашнее задание

1. О каких видах тканей растений вы узнали на этом уроке?

2. Перечислите особенности образовательных тканей растений.

3. Назовите три вида образовательных тканей.

4. Сколько видов проводящих тканей вы знаете?

5. Какую функцию выполняют ситовидные трубки?