Классы
Предметы

Влияние человека на растительный мир, охрана растений

Без растений наша жизнь была бы невозможной. Мы находим им массу применений в быту, промышленности. Они имеют для нас эстетическое значение. И самое важное – они дают нам жизнь, они дают нам кислород, без которого мы бы просто погибли. Но так уж сложилось, что наша деятельность – хозяйственная, промышленная – наносит им вред, а порою даже убивает. Они же не заслуживают такого с собой обращения... Поэтому мы должны научиться правильно их беречь и ухаживать за ними. Основу этого мы заложим на сегодняшнем уроке.

Антропогенное влияние

Человек разумный появился на земле около 200 тыс. лет назад.

Антропогенные факторы – факторы, которые по происхождению связаны с деятельностью человека.

Экология – наука об отношении организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Около 10 000 лет назад человек начал одомашнивание растений и животных. Так человек перешел от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В результате хозяйственной деятельность уменьшилось количество диких животных, площади лесов.

Уменьшение площади лесов привело к обмелению рек. Истощились почвы, стало больше оврагов, участились суховеи. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья.

Аральское море

Аральское море (см. Рис. 1) – бывшее соленое озеро на границе Казахстана и Узбекистана. Начиная с 60-х годов прошлого века, из питающих его рек производился забор воды для орошения полей. И уровень воды в море стал падать, оно распалось на 2 водоема. До обмеления Аральское море было 4-м по величине озером мира. На бывшем дне озера откладывались ядохимикаты с полей, которые с пылью разносятся на окружающие территории. И рост дикой растительности тормозится. Согласно расчетам ученых, спасти Аральское море невозможно даже при полном отказе от забора воды.

Аральское море

Рис. 1. Аральское море

Загрязнение воды, воздуха, почвы может вызывать нарушение и гибель природных сообществ. Поэтому в разных странах есть законы, регламентирующие использование природных богатств.

Но в середине XX века хозяйственная деятельность человека привела к очень серьезным последствиям.

Влияние вредных факторов на растения

Растения подвержены действию загрязнения окружающей среды. Загрязнение может быть химическим (выхлопные газы), физическим (нагрев воды от ТЭЦ, шум) и биологическим (ввоз борщевика Сосновского (см. Рис. 2) на территорию России, ввоз кроликов на территорию Австралии, что привело к значительному уменьшению кормовой базы).

Борщевик Сосновского

Рис. 2. Борщевик Сосновского (Источник)

Газы (выхлопные, промышленные) вызывают гибель растений: листья опадают, корни отмирают. И многие растения могут совсем исчезнуть. Для оздоровления окружающей среды на выхлопных трубах устанавливают фильтры, которые задерживают ядовитые вещества. Исчезновение растений губительно скажется на человеке.

В настоящее время во всех развитых странах принимают законы и проводят мероприятия по защите окружающей среды.

Охраняемые природные территории

Охраняемые природные территории создаются для сохранения наиболее редких и ценных видов.

Заповедник – территория, где полностью запрещена любая хозяйственная деятельность.

Заказник – территория, где охраняется часть природного комплекса, которая обеспечивает выживание определенных видов растений и животных. Хозяйственная деятельность, которая не затрагивает эту часть комплекса, здесь может быть разрешена.

Национальный природный парк – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедника, сюда допускаются туристы. В ограниченных масштабах разрешена хозяйственная деятельность.

Ботанический сад – территория, на которой содержится коллекция живых редких растений.

Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Зеленая книга является государственным документом, в котором собраны сведения о современном состоянии редких, исчезающих и типичных природных растительных сообществ, нуждающихся в охране и имеющих важное значение как составная часть биологического разнообразия.

Использование растений для защиты окружающей среды

Растения имеют разную чувствительность к условиям окружающей среды, наиболее чувствительны мхи, пихта, граб.

Особенно чуткие виды называют видами-индикаторами, наблюдая за ними можно оценить состояние окружающей среды.

Лихеноиндикация

Лихеноиндикация – метод определения состояния окружающей среды при помощи лишайников. Лишайники впитывают влагу всем телом, так же могут поступать и токсичные вещества. Поэтому лишайники особо уязвимы к действию загрязнения воздуха. Первые сообщения о массовой гибели лишайников в окрестностях промышленных городов относятся ко второй половине XIX века. Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.

Наиболее устойчивые растения следует использовать для озеленения и создания защитных лесополос. К загрязнениям атмосферного воздуха устойчивы тополь, лиственница. Они поглощают многие вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями.

Леса вокруг промышленных городов поглощают и обезвреживают вредные вещества.

Вымирание – естественный процесс

Животный и растительный мир древности сильно отличался от современного. Многие группы растений полностью вымерли. Вымирание – один из основных процессов эволюции. За жизнь планеты насчитывают 5 массовых вымираний видов. Последнее из них – вымирание динозавров.

В России работают общественные и государственные организации защитников окружающей среды.

 

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Bytrina11.ru (Источник).
  3. Krugosvet.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.  Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 293, задания и вопросы 1, 4 (Источник).
  2. Какие существуют природоохранные территории? Охарактеризуйте их.
  3. Что такое антропогенное влияние?
  4. * Подумайте, как можно было бы улучшить экологическую ситуацию в вашем регионе. Что для этого уже сделано?