Классы
Предметы

Растительный организм как единое целое

Попробуйте себе представить жизнь человека без легких, сердца или какого-либо другого органа. Она будет невозможной либо же неполноценной. Этот вопрос абсолютно очевиден, когда касается человека. А как обстоит эта ситуация у растений? Они же тоже полноценные организмы, просто обладающие несколько иным строением. На этом уроке мы поймем функционирование растительного организма как единого целого.

 

Общие сведения

Растение – целостный организм, все его органы имеют клеточное строение и связаны между собой. Любое нарушение жизнедеятельности одного органа сказывается на других. Сильное нарушение какого-либо органа сказывается на нарушении роста и развития всего растения и может привести к его гибели.

Из углекислого газа и воды в ходе фотосинтеза образуются органические вещества. Из мелких молекул органических веществ могут образовываться более крупные. В ходе дыхания молекулы органических веществ распадаются до углекислого газа и воды с выделением энергии. Таким образом, в ходе дыхания растение освобождает энергию, запасенную в ходе фотосинтеза.

Рост растений

При нормальном функционировании органов и активном обмене веществ происходит рост растений. Части растения увеличиваются в размере. Оно обеспечивается делением и ростом клеток образовательной ткани.

Делящиеся клетки камбия (см. Рис. 1) образуют новые слои коры и ксилема.

Камбий

Рис. 1. Камбий (выделен желтым)

Конусы нарастания дают новые побеги, а клетки зоны деления корня приводят к его росту.

Развитие растений

Со временем строение растительного организма видоизменяется – происходит его развитие.

Периоды развития покрытосеменных растений

  • Зародышевый период. От образования зародыша растения до прорастания семени.
  • Период молодости. От прорастания семени до первого цветения растения.
  • Период зрелости. Период цветения и плодоношения растения.
  • Период старости. Растение перестает цвести, плодоносить, постепенно отмирает.

Фазы – заметные по внешним признакам, при наблюдении, стадии развития растения.

Фазы развития покрытосеменных:

  • Прорастание семян
  • Появление листьев
  • Образование боковых побегов
  • Цветение
  • Образование плодов
  • Созревание семян

Однолетние растения – растения, проходящие все фазы развития за 1 год (астра, томат).

Эфемеры – однолетние растения, заканчивающие цикл развития менее, чем за 1 сезон. Распространены в пустынях, полупустынях.

Двулетние растения – растения, в первый год жизни накапливающие питательные вещества и образующие семена на 2-й год (капуста (см. Рис. 2), морковь, свекла).

Рис. 2. Капуста (первый год жизни)

Многолетние растения – растения, надземные органы которых после цветения и плодоношения отмирают, а сохраняются только подземные органы – корни, корневища, луковицы, клубни (клевер, пырей).

Эфемероиды – многолетние травянистые растения с маленьким вегетативным периодом (крокус (см. Рис. 3), ветреница дубравная, хохлатка). После образования семян не отмирают, а переходят в период покоя.

Крокус

Рис. 3. Крокус

Корни и ветви растений одного вида и разных особей могут срастаться между собой. Так, целая поляна может быть заполнена одним растением ландыша с длинным корневищем и многими надземными побегами.

Фазы развития однолетних растений

Проведите наблюдение за полным жизненным циклом однолетнего растения на ваш выбор. Для эфемера время наблюдения значительно сократится. Свои выводы о фазах развития растения запишите в тетрадь.

Монокарпические растения

Монокарпические растения – растения, которые живут много лет, но цветут и плодоносят 1 раз в жизни (агава, банан (см. рис. 4), черный бамбук).

Банан

Рис. 4. Банан

Клонирование

Клонирование – получение нескольких генетически идентичных особей. Так, если взять и укоренить черенок растения, то новое и старое растения будут обладать одинаковой генетической информацией – они будут клонами.

 

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Biolicey2vrn.ucoz.ru (Источник).
  2. Двойкам-нет.рф (Источник).
  3. Kaz-ekzams.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 189, задания и вопрос 4 (Источник).
  2. Перечислите и охарактеризуйте периоды развития покрытосеменных растений.
  3. Дайте определение терминам: однолетние, двулетние многолетние растения, эфемеры, эфемероиды.
  4. Подумайте, что произойдет с растением при отмирании корня, стебля, всех листьев? Обоснуйте ответ.