Классы
Предметы

Класс Хрящевые рыбы

На этом занятии мы познакомимся с темой «Класс Хрящевые рыбы». Обсудим основные черты класса и его отдельных отрядов. После этого рассмотрим наиболее характерных представителей этого класса, их особенности строения и среды обитания.

Введение

Цель урока – рассмотреть основные черты класса и его отдельных отрядов, а также очертить разнообразие хрящевых рыб.

Общие характеристики класса

Класс называется так из-за наличия хрящевого скелета (рис. 1), костной ткани у них нет. Например, челюсти акулы, как и ее скелет, тоже состоят из хряща (рис. 2).

Рис. 1. Хрящевой скелет (Источник)

Рис. 2. Акула (Источник)

Хрящ может быть пропитан солями кальция. Подвижных жаберных крышек нет, вместо них жаберные щели, расположенные на брюшной части тела рыбы или по бокам тела (рис. 3).

Рис. 3. Пример жаберных щелей китовой акулы (Источник)

Отсутствует плавательный пузырь. Кожа бывает голой или покрытой чешуями, которые по строению и составу напоминают зубы, они так и называются – кожные зубы.

Класс включает в себя три отряда: Акулы, Скаты, Химерообразные (рис. 4).

Рис. 4. Отряды (Источник)

Отряд акулы

Форма тела: удлиненная торпедообразная форма тела.

Длина: от 20 см до 20 м (рис. 5).

Кожа: шероховатая, покрыта зубцами и чешуями.

Плавники: парные брюшные и грудные плавники расположены горизонтально, обеспечивают движение рыбы вверх или вниз. Движение вперед и повороты обеспечиваются изгибом хвоста или тела.

Органы чувств: глаза располагаются по бокам головы, зрение черно-белое. Обладают сильным обонянием, чувствуют малейшие колебания воды и так узнают про добычу на большом расстоянии.

Оплодотворение: внутреннее, размножаются живорождением или яйцеживорождением. 

Некоторые акулы могут нападать на людей. Большинство акул – морские рыбы, но некоторые заплывают и в пресные водоемы. Один вид живет постоянно в пресноводном озере Никарагуа (рис. 6). Некоторые виды акул едят люди, чаще всего японцы, особенно ценными считаются печень и плавники. Кожа применяется в промышленности.

Рис. 5. Акула тигровая (Источник)

Рис. 6. Никарагуанская пресноводная акула (Источник)

Отряд скаты

Форма тела: уплощенное в спинно-брюшном направлении.

Плавники: расширенные грудные плавники по бокам, хвостовой плавник имеет вид длинного тонкого хлыста.

Размеры: относительно крупные рыбы, некоторые достигают 6–7 м в ширину, масса может быть в районе 2,5 т (рис.7). Самые маленькие скаты в длину могут быть около 12 см.

Глаза и рот: у донных видов глаза расположены на верхней стороне головы, у пелагических – по бокам. Рот в поперечном положении и жаберные щели находятся на брюшной стороне тела.

Кожа: голая или с кожными зубами, имеются железистые клетки, выделяющие слизь.

Оплодотворение: внутреннее, размножаются живорождением или яйцеживорождением.

Представители вида ведут донный образ жизни, крупные скаты могут обитать в толще воды. Большинство скатов – морские, но есть и пресноводные виды. Некоторые небольшие пресноводные скаты содержатся в аквариумах.

Рис. 7. Скат (Источник)

Отряд химерообразные

Химерообразные – это немногочисленная и своеобразная группа глубоководных рыб.

Форма тела: имеется мощный передний отдел и постепенно сужается к хвосту.

Длинна: от 60 см до 2 м.

Плавники: хвостовой плавник тонкий и заканчивается тонким нитевидным придатком.

Кожа: голая и лишенная чешуй.

Оплодотворение: внутреннее, размножаются путем откладки яиц.

Всего известно около 30 видов химерообразных рыб. Наиболее изучена европейская химера, обитающая в Баренцевом море на глубинах более 1000 м (рис. 8). В Тихом и Атлантическом океане обитают носатые химеры (рис. 9).

Рис. 8. Европейская химера (Источник)

Рис. 9. Носатая химера (Источник)

Заключение

На уроке мы изучили класс Хрящевые рыбы, разобрались в отрядах этого класса и рассмотрели характерных представителей этого вида и их среды обитания.

 

Список литературы

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Сонин Н.И., Захаров В.Б.. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. 7 класс. (От амебы до человека)
    М.: 2013. – 320 с.
  4. Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология. Животные. 7 класс. – 6-е изд., испр. и доп. – 
    М.: 2012. – 272 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Shkolo.ru (Источник).
  2. Zooschool.ru (Источник).
  3. Inokean.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. В чем выражается приспособленность рыб к жизни в толще воды и на дне водоема? Какие у рыб особенности строения тела?
    Каких рыб относят к отряду акул? Опишите акулу. Как приспособились они к быстрому плаванию и хищничеству? 
    Почему у хрящевых рыб мала плодовитость? Как они вынашивают потомство?
    В чем различие и сходство акул и скатов?