Классы
Предметы

Пищевые цепи. Взаимосвязь компонентов биоценоза

Тема нашего урока: «Взаимосвязь компонентов биоценоза». Цель урока – рассмотреть пищевые цепи и другие взаимоотношения между обитателями биоценоза.

Пищевые цепи

Между отдельными компонентами биоценоза существуют стабильные во времени взаимодействия, самые очевидные – это пищевые. Огромное большинство экосистем существует за счет энергии солнечного света: ловят, поглощают и запасают ее в виде энергии химических связей органических веществ продуценты, остальные живые существа поглощают и усваивают пищу. Энергия, полученная при переработке пищи, тратится на размножение, передвижение, рост, развитие и так далее.

Ряд видов, представители которых связаны друг с другом отношениями типа пища – потребитель, называются пищевой, или трофической, цепью, то есть организмы каждого следующего звена поедают предыдущее (Рис. 1).

Пищевая цепочка

Рис. 1. Пищевая цепочка (Источник)

Таким образом осуществляется перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. Таких цепей в биоценозе может быть очень много, они могут включать до шести звеньев.

Примером может быть дуб, он продуцент. Гусеницы бабочки дубовой листовертки, объедая зеленые листья, получают накопленную в них энергию. Гусеница – это первичный потребитель, или консумент первого порядка. Часть энергии, находящаяся в листьях теряется при переработке их гусеницей, часть энергии расходуется гусеницей на жизнедеятельность, часть энергии переходит к птице, склевавшей гусеницу, – это вторичный консумент, или вторичный потребитель. Если птица станет жертвой хищника, то ее тушка станет источником энергии третичного консумента. Хищная птица в дальнейшем может погибнуть, и ее труп могут съесть волк, ворона, сорока или трупоядные насекомые. Их работу доведут до конца микроорганизмы – редуценты.

В природе очень редко встречаются, но существуют организмы, поедающие только один вид растений или животных. Их называют монофагами, например, бабочка гусеницы аполлона питается только листьями очитка (Рис. 2), а большая панда – только листьями бамбука нескольких видов (Рис. 2).

Монофаги

Рис. 2. Монофаги (Источник)

Олигофаги – это организмы, питающиеся представителями немногих видов, например, гусеница винного бражника поедает иван-чай, подмаренник, недотрогу и еще несколько видов растений (Рис. 3). Полифаги способны употреблять различную пищу, синица – характерный полифаг (Рис. 3).

Представители олигофагов и полифагов

Рис. 3. Представители олигофагов и полифагов (Источник)

При питании каждое следующее звено пищевой цепи теряет часть веществ, полученных с пищей, и теряет часть полученной энергии, на наращивание собственной массы тратится около 10 % от общей массы съеденного корма, то же происходит и с энергией, получается пищевая пирамида (Рис. 4).

Пищевая пирамида

Рис. 4. Пищевая пирамида (Источник)

Взаимосвязь компонентов биоценоза

На каждый ярус пищевой пирамиды переходит около 10 % потенциальной энергии корма, остальная энергия теряется в процессе переваривания пищи и рассеивается в виде тепла. Пищевая пирамида позволяет оценить потенциальную продуктивность естественных природных биоценозов. В искусственных биоценозах она позволяет оценить эффективность хозяйствования или необходимость каких-то изменений.

Пищевые, или трофические, связи животных могут проявляться прямо или косвенно, прямые связи – это непосредственно поедание животным своей пищи.

Косвенные трофические связи – это либо конкуренция за еду, либо, наоборот, невольная помощь одного вида другому в захвате пищи.

Каждый биоценоз характеризуется своим собственным особым набором компонентов, разнообразных видов животных, растений, грибов и бактерий. Между всеми этими живыми существами устанавливаются тесные связи, они чрезвычайно разнообразны и могут быть разделены на три большие группы: симбиоз, хищничество и аменсализм.

Симбиоз – это тесное и продолжительное сосуществование представителей разных биологических видов. При длительном симбиозе происходит приспособление этих видов друг к другу, их взаимоадаптация.

Взаимовыгодный симбиоз называется мутуализм.

Паразитизм – отношения, выгодные одному, но вредные другому симбионту. В ходе эволюции паразитизм может переходить в мутуализм.

Комменсализм – это отношения, полезные одному, но безразличные другому симбионту.

Аменсализм – тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид, именуемый аменсалом, претерпевает угнетение роста и развития, а второй, именуемый ингибитором, таким испытаниям не подвержен. Аменсализм в корне отличается от симбиоза тем, что ни один из видов не получает пользы, вместе такие виды, как правило, не живут.

Это формы взаимодействия между организмами разных видов (Рис. 4).

Формы взаимодействия между организмами разных видов

Рис. 5. Формы взаимодействия между организмами разных видов (Источник)

Длительное совместное существование животных в одном биоценозе ведет к разделению между ними пищевых ресурсов, это уменьшает конкуренцию за пищу. Выжили лишь те животные, которые нашли свою еду и специализировались, приспособившись поедать именно ее. Можно выделять экологические группы на основании преобладающих объектов питания, так, растительноядные животные называются фитофаги (Рис. 6). Среди них можно выделить филлофагов (Рис. 6) – животных, поедающих листья, карпофагов – питающихся плодами, или ксилофагов – поедателей древесины (Рис. 7).

Фитофаги и филлофаги

Рис. 6. Фитофаги и филлофаги (Источник)

Карпофаги и ксилофаги

Рис. 7. Карпофаги и ксилофаги (Источник)

Заключение

Сегодня мы обсудили взаимосвязь компонентов биоценоза, познакомились с разнообразием взаимосвязей между компонентами в биоценозе и их приспособленностью к жизни в одном сообществе.

 

Список литературы

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология Животные. 7 класс, - Дрофа, 2011
  2. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс, - М.:Дрофа, 2009
  3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф.

 

Домашнее задание

  1. Какие взаимосвязи существуют между организмами в биоценозе?
  2. Как влияют взаимосвязи между организмами на устойчивость биоценоза?
  3. В связи с чем в биоценозе формируются экологические группы?

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Bono-esse.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Grandars.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Vsesochineniya.ru (Источник).