Классы
Предметы

Динамика работоспособности. Режим дня

В ходе этого урока мы узнаем о режиме дня и том, как в течение дня распределяется наша трудоспособность.

Работоспособность, стадии

Работоспособность – физиологическое состояние человека, совершающего какой-либо труд: физический или умственный.

Существуют несколько стадий работоспособности (см. Рис. 1):

  1. Врабатывание (нарастающая трудоспособность). Возникает в самом начале рабочей деятельности, когда человек только включается в работу, привыкает к коллективу. В это время противопоказан отдых. У некоторых людей эта стадия проходит быстро, у некоторых затягивается.
  2. Устойчивая (оптимальная) работоспособность. Самая продуктивная стадия. Человек полностью вливается в работу, не отвлекается на посторонние раздражители. Рекомендовано делать небольшие перерывы по 10-15 минут, возможно, с физическими упражнениями.
  3. Истощение. Возникает при утомлении от работы. Продуктивность труда падает, если это физический труд, то человек ощущает нехватку воздуха, учащенное сердцебиение. В этом случае необходим отдых, желательно – сон.

Рис. 1

Режим дня

Для сохранения здоровья и хорошего самочувствия необходимо соблюдать режим дня.

Режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

Основная цель режима дня – сохранить максимальную трудоспособность на протяжении периода бодрствования. Он подчиняется биологическим ритмам человека.

Основные элементы режима дня для школьника (см. Рис. 2):

Рис. 2

Необходимы учебные занятия, активный отдых с максимальным пребыванием на воздухе, регулярное питание, полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Соблюдение режима дня ведет к выработке динамического стереотипа – цепи сменяющих друг друга условных и безусловных рефлексов. В результате, законченное дело является сигналом к началу нового, что снижает период нарастающей работоспособности.

 

Список литературы

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология, 8. – М.: Дрофа.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология, 8. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Домашнее задание

  1. Что такое работоспособность?
  2. Какие существуют стадии работоспособности?
  3. Что такое динамический стереотип?
  4. * Составьте свой распорядок дня, основываясь на рекомендациях, полученных в ходе урока.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Энциклопедия Экономиста (Источник).
  2. Самарский областной центр новых информационных технологий (Источник).