Классы
Предметы

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции». В ходе него вы узнаете о том, что все виды живых организмов являются факторами среды для других – т. о., все контактирующие между собой виды влияют на другие. Учитель расскажет о влиянии человеческой деятельности на процессы эволюции в разные периоды истории человечества.

Домашние собаки живут бок о бок с людьми более 10 тысяч лет. За это время они эволюционировали в направлении приспособления к требованиям человека. Собак можно назвать идеальными психологами в процессе эволюции: они научились в совершенстве распознавать особенности человеческой мимики, мгновенно понимая настроение хозяина. Кошки, напротив, поняли другую истину: если хочешь, чтобы тебе было хорошо, нужно, чтобы хорошо было хозяину. Они научились воспроизводить особенное мурлыканье. Ученые считают, что тональность этого звука имеет частоту, аналогичную плачу ребенка: человек к таким сигналам очень восприимчив.

Все виды живых организмов являются факторами среды для других организмов. Таким образом, все виды, контактирующие друг с другом, влияют на эволюцию друг друга.

Рис. 1

Например, развитие цветковых растений привело к повышению многообразия насекомых-опылителей (см. Рис. 1), а эволюция видов жертв, например, антилоп – в сторону увеличения подвижности, привела к появлению скоростных хищников.

На заре своего развития человек влиял на эволюцию других существ, просто как один из многочисленных приматов, занимающийся охотой и собирательством (см. Рис. 2, 3).

Рис. 2

Рис. 3

В дальнейшем влияние стало сильнее, когда человек изобрел загонную охоту. В результате, начинают исчезать крупные травоядные млекопитающие, а их место занимают более мелкие, не представляющие для человека большого интереса.

Затем появляется сельское хозяйство, которое представляет собой уже очень сильное вмешательство. С одной стороны, человек уничтожает лесные биоценозы и способствует развитию видов, приспособленных для открытых пространств. Кроме того, человек, занимаясь селекцией, подменяет естественный отбор искусственным (Источник).

Рис. 4

Рис. 5

Теперь появляются новые породы животных и сорта растений, адаптированных для человеческих нужд (см. Рис. 4, 5). Такие виды не выживут в дикой природе, но, в результате искусственного отбора, достигают огромной численности.

Сейчас более 10% поверхности Земли занято искусственными агроценозами, населенными специально выведенными сортами животных и растений.

Искусственный отбор – это важнейший фактор влияния человека на эволюцию биосферы. Однако имеет место и неосознанное влияние.

Так, многие животные и растения сами приспосабливаются для жизни в искусственно созданных человеком экосистемах городов, фабрик, плантаций.

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

У кошки, вороны, серой крысы, воробьев, мебельных клещей, тараканов совершенно изменились стереотип поведения, кормовая база, а нередко и внешний вид (Рис. 6, 7, 8, 9, 10).

Эти виды теперь эволюционируют в сторону максимальной приспособленности к человеческому соседству (Источник).

Рис. 9

Рис. 10

Кроме того, разные виды животных с помощью человека попадают в регионы, от которых они были надежно изолированы.

Рис. 11

Рис. 12

Так, при содействии человека, томаты, кукуруза и колорадский жук попали в Европу, лошади в Америку, грызуны и хищники – в Австралию, а млекопитающие – в Новую Зеландию (см. Рис. 11, 12, 13, 14, 15).

Рис. 13

 

Рис. 14

Рис. 15

Такие миграции резко обострили борьбу за выживание и подстегнули процесс эволюции. Живые организмы теперь вынуждены приспосабливаться к наличию загрязняющих веществ в атмосфере и гидросфере.

Многие виды негативно реагируют на присутствие таких веществ и вымирают – как, например, лишайники. А другие виды, наоборот, получают преимущество. Например, крапива заселяет земли, зараженные нитратами (см. Рис. 16). А одноклеточные водоросли бурно развиваются в водоемах, куда стекают воды аграрных производств (см. Рис. 17).

Рис. 16

Рис. 17

Нельзя сказать, что такие процессы так уж специфичны только для человеческой деятельности. Крупные эволюционные сдвиги спровоцировали и цветковые растения, и первые млекопитающие, и многие другие организмы. Не является исключением и искусственный отбор.

Рис. 18

Рис. 19

Так, некоторые муравьи искусственно отбирали и культивировали виды грибов, которые использовались в пищу(см. Рис. 18, 19).

Сами по себе эти грибы не достигли бы такого распространения. Однако эволюционные процессы, вызванные человеком, развиваются очень быстро. Скорость и интенсивность – это отличительные черты влияния человека на эволюцию.

Млекопитающие в Новой Зеландии. До прибытия европейцев Новая Зеландия была островом птиц. Большинство экологических ниш там было занято пернатыми. Однако вместе с первыми колонистами на остров попали кошки, собаки и крысы.

Местная фауна была совершенно не готова к такой конкуренции и начала стремительно вымирать. Многие эндемики Новой Зеландии вымерли уже спустя всего несколько десятков лет после высадки первых колонистов.

Численность искусственно выведенных животных. Численность некоторых животных, выведенных человеком, сейчас превышает максимальную численность большинства других млекопитающих.

Так, например, численность коров на Земле превышает 1 млрд 300 млн голов, а численность антилопы гну составляет около 2 млн, то есть почти в тысячу раз меньше (см. Рис. 20, 21).

Рис. 20

Рис. 21

Виды, истребленные человеком. Вот лишь небольшой перечень видов, истребленных человеком с древних времен. Среди них – мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев, пещерный медведь, большерогий олень (ирландский олень) (см. Рис. 22, 23, 24, 25).

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

А в Новое время погибли: страус моа, дронт, европейский тур, индийский гепард и многие другие виды (см. Рис. 26, 27, 28).

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 28

 

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 кл. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.

 

Домашнее задание

  1. С какого периода своего развития и деятельности человек стал влиять на процессы эволюции?
  2. Как вы думаете, чем отличается «культурное» растение подсолнечника от его «дикой» формы?
  3. Назовите животных, которые приспособились жить рядом с человеком.
  4. Какова биологическая роль миграций?