Классы
Предметы

Примеры задач по химии спиртов, альдегидов и карбоновых кислот

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Примеры задач по химии спиртов, альдегидов и карбоновых кислот

На данном уроке будет рассмотрена тема «Решение задач по химии спиртов, альдегидов и карбоновых кислот». На этом занятии вы сможете рассмотреть решение задач по химии спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Благодаря этому, вы научитесь применять на практике изученный материал о свойствах этих химических веществ.

Тема: Карбонильные соединения. Карбоновые кислоты

Урок: Примеры задач по химии спиртов, альдегидов и карбоновых кислот

1. Задача № 1

Условие задачи

В трех пробирках без номеров находятся муравьиная, уксусная и соляная кислоты. Опишите, как, основываясь на различиях их физических и химических свойств, определить, в какой пробирке какая кислота находится.

Решение

Из трех перечисленных кислот одна является еще и альдегидом. Это муравьиная кислота, поэтому для нее характерна реакция на альдегиды. Например, реакция с гидроксидом меди приведет к образованию оксида меди красного цвета.

НСООН + 2Cu (OH)2® CO2↑+ Cu2O¯ +3H2O

Чтобы различить оставшиеся кислоты, надо воспользоваться разными свойствами анионов этих кислот.

НCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3

Ацетат серебра – растворим.

В остаашейся пробирке – уксусная кислота.

2. Задача №2

Условие задачи

Какие продукты получатся при нагревании смеси этилового и метилового спиртов с концентрированной серной кислотой?

С2Н5ОН, СН3ОН

Решение

Серная кислота нужна из-за её водоотнимающих свойств. Может происходить межмолекулярная дегидратация.

2CH3–CH2–OH  CH3–CH2–O–CH2–CH3 + H2O

2CH3–OH  CH3–O–CH3 + H2O

CH3–CH2–OH + CH3–OH  CH3–CH2–O–CH3 + H2O

Может происходить внутримолекулярная дегидратация с образованием алкена.

CH3–CH2–OH  CH2=CH2 + H2O

3. Задача №3

Условие задачи

Как из уксусного альдегида в две стадии получить бромэтан?

СН3СOH→Х → СН3 - СН2-Br

Решение

Бромэтан можно получить реакцией нуклеофильного замещения гидроксильной группы спирта.

СН3-СН2-ОН + HBr→ СН3-СН2-Br+ H2O, а спирт из альдегида получается восстановлением альдегида.

СН3СOH + Н2 СН3-СH2-OH

4. Задача №4

Условие задачи

Вычислите, сколько граммов уксусного альдегида получится, при окислении 100 г 40%-ного водного раствора этилового спирта, если выход реакции составляет 75%?

Решение

1. Сколько в реакцию вступило спирта?

m(C2H5OH) = m раствора = 100 г 0,4 = 40 г

n (C2H5OH) =  =  = 0,87 моль.

2. Согласно уравнению реакции

CH3–CH2–OH + CuO → CH3–CHO + Cu + H2O при окислении одного моль спирта получается 1 моль альдегида, значит, при окислении 0,87 моль спирта получается 0,87 моль альдегида.

3. Учтем выход продукта реакции:

m теор. = 0,87 моль = 38,28 г

 ;

m практ = m теор . = 38,28 г 0,75 = 28,71 г или 29 г.

Подведение итога урока

На данном уроке была рассмотрена тема «Решение задач по химии спиртов, альдегидов и карбоновых кислот». На этом занятии вы смогли рассмотреть решение задач по химии спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Благодаря этому, вы научились применять на практике изученный материал о свойствах этих химических веществ.

 

Список литературы

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.

3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.

4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Interneturok.ru (Источник).

2. Органическая химия (Источник).

3. Химик (Источник).

4. Интернет-портал Prombud.ua (Источник).  

 

Домашнее задание

1. №№ з. 3, 4 (с. 102) Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. Приведите примеры реакций для различения спирта и простого эфира?

3. Какие получатся продукты реакции при взаимодействии  смеси пропилового и этилового спиртов с концентрированной серной кислотой?