Классы
Предметы

Примеры задач на тему «Алканы и циклоалканы»

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Примеры задач на тему «Алканы и циклоалканы»

Представляем вашему вниманию урок, посвящённый теме «Алканы и циклоалканы. Решение задач» входящий в школьный курс химии за 10 класс. В ходе этого занятия все желающие смогут вспомнить и подытожить знания, полученные на прошлых уроках. Вы узнаете об алканах и циклоалканах и подробно разберёте несколько задач на эту тему.

Тема: Предельные углеводороды

Урок: Примеры задач на тему «Алканы и циклоалканы»

1. Задача № 1

Условие задачи

Сколько монохлорпроизводных образуется при хлорировании смеси изомерных бутанов на свету? Назовите образующиеся вещества.

Решение

Монохлорпроизводными называются алканы, которые содержат один атом хлора в молекуле.

Запишем уравнение реакции хлорирования бутана:

С4Н10 + Сl2 → C4H9Cl + HCl

В смеси содержатся 2 изомерных бутана – бутан и 2-метилпропан.

При хлорировании бутана получается 2 монохлоралкана: 1-хлорбутан и 2-хлорбутан.

При хлорировании 2-метилпропана получается тоже 2 монохлоралкана: 2-метил-1-хлорпропан и 2-метил-2-хлорпропан.

Ответ: Всего получается 4 монохлорпроизводных.

2. Задача №2

Условие задачи

Продукты полного сгорания в избытке кислорода смеси этана и пропана, объем которого равен 6,72 л (н.у.), обработали избытком известковой воды. Образовалось 80 г осадка. Найдите массовую долю этана в исходной смеси.

Решение

1. Запишем уравнения реакции горения:

2Н6 + 7О2 → 4СО2 + 6Н2О

С3Н8 + 5О2 → 3СО2 + 4Н2О

2. Обозначим количества вещества этана за х, а количества вещества пропана за у

n(С2Н6) = x;

n(С3Н8) = у;

3. n(смеси)=, т.е х+у = 0,3;

4. По двум уравнениям. Всего выделилось углекислого газа n(CO2) = (2x + 3y) моль.

5. Находим, сколько образовалось углекислого газа:

Са(ОН)2 + СО2 → СаСО3 + Н2О

n (СаСО3) = = 0,8 моль  n(CO2) = 0,8 моль

6. Решаем систему уравнений

Получаем у = 0,2 : х = 0,1

7. Находим массы обоих веществ и массовую долю этана.

m( C2H6) = 0,1 · 30 г/моль= 3 г

m( C3H8) = 0,2 · 44 г/моль= 8,8 г

ω (C2H6) =  = 0,254 или 25,4%

Ответ: ω (C2H6) = 25,4%

3. Задача №3

Условие задачи 

Напишите структурную формулу монобромида, преимущественно получающегося при бромировании 1,4-диметилциклогексана.

Решение

Запишем структурную формулу 1,4-диметилциклогексана: .Этот циклоалкан будет вступать в реакцию радикального замещения. Однако бром в реакциях замещения менее активен чем хлор. Если хлор может замещать в равной степени почти любые атомы в молекуле, то бром выбирает наиболее выгодные варианты. Выгодный энергетически. Легче всего замещаются атомы водорода при третичных атомах углерода, затем – при вторичных, хуже всего при первичных атомах углерода.

В этой формуле два третичных атома углерода. Но получается монобромалкан: Его название 1-бром-1,4-диметил циклогексан.

 

Подведение итога урока

В ходе урока вы получили общее представление о решении задач по теме: «Алканы и циклоалканы. Решение задач» входящий в школьный курс химии за 10 класс. В ходе этого занятия вы смогли вспомнить и подытожить знания, полученные на прошлых уроках. Вы узнали об алканах и циклоалканах и подробно разобрали несколько задач на эту тему.

 

Список литературы

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.

3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.

4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Interneturok.ru (Источник).

2. Органическая химия (Источник).

3. Химик (Источник).

 

Домашнее задание

1. №№ 2,4 (с.26) Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.-14-е издание. М.: Просвещение. 2012 г.

2. Что такое первичный, вторичный, третичный атом углерода?

3. Дайте определение монохлорпроизводных алканов. Приведите структурные формулы и названия.