Классы
Предметы

ЕГЭ. Неметаллы

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
ЕГЭ. Неметаллы

На этом уроке вы сможете проверить свои знания по теме «ЕГЭ. Неметаллы». Вы сможете систематизировать и закрепить знания по расширенной теме «Неметаллы», рассмотрев определенные вопросы и разобрав решения задач, которые возможны на Едином государственном экзамене.

Тема: Основные металлы и неметаллы

Урок: ЕГЭ. Неметаллы

Задания с выбором ответов А1-А13

I.  Выбор одного правильного варианта из 4 предложенных

 

Вопрос

Комментарий

А1. Какая формула соответствует электронной конфигурации внешнего электронного уровня селена?

1. …3s23p4

2. …4s24p4

3. …3s23p6

4. …4s24p6

Селен находится в VI–A группе, значит, на последнем слое 6 электронов. В 4-ом периоде, значит, 4 электронных уровня.

 

 

 

Правильный ответ 2.

А2. У какого элемента ярче выражены неметаллические свойства:

1. теллур

2. сера

3. селен

4. кислород

Все элементы VI-A группы, а в рамках группы неметаллические свойства усиливаются снизу вверх.

 

 

Правильный ответ 4.

А3. В каком соединении сера проявляет степень окисления +6?

1. SO2

2. H2SO3

3. H2SO4

4. Al2S3

Определяем степень окисления серы в каждом веществе, зная, что О-2, а Н+1. Сумма всех степеней окисления в молекуле должна быть равна 0.

 

Правильный ответ 3.

А4. Какой из перечисленных металлов не реагирует с концентрированной серной кислотой?

1. Медь

2. Цинк

3. Кальций

4. Железо

Концентрированная серная кислота реагирует и с теми металлами, которые находятся в электрохимическом ряду напряжений правее водорода. Но она не реагирует с некоторыми металлами из-за пассивации. Среди этих металлов и железо.

Правильный ответ 4.

А5. В какой из приведенных пар оба вещества реагируют с разбавленной серной кислотой?

1. сера и оксид серы (IV)

2. медь и гидроксид меди (II)

3. оксид меди (II) и хлорид меди (II)

4. оксид меди (II) и гидроксид бария

Разбавленная серная кислота взаимодействует с основными оксидами, основаниями, металлами, находящимися в ряду напряжений до водорода и с солями, если получается осадок или газ.

 

Правильный ответ 4.

А6. В качестве реагента на можно использовать раствор, содержащий ионы:

1. Ba2+

2. H+

3. Cu2+

4. Fe2+

Качественной реакцией на серную кислоту и её соли, т.е на ион является реакция с растворимыми солями бария.

 

 

 

Правильный ответ 1.

А7. Степень окисления азота может быть:

1. +1

2. -4

3. +6

4. +7

Азот может проявлять степени окисления  от -3 до +5. В указанном интервале подходит только вариант 1.

 

 

Правильный ответ 1.

А8. Сравните устойчивость водородных соединений азота и фосфора:

1. водородное соединение азота более устойчиво

2. водородное соединение азота менее устойчиво

3. оба соединения  неустойчивы

4. оба соединения одинаково устойчивы

Водородные соединения азота NH3 – аммиак, и фосфора PH3 – фосфин.

PH3 фосфин самовоспламеняется на воздухе.

 

 

 

 

Правильный ответ 1.

А9. В каком соединении азот проявляет степень окисления +4?

1. N2O

2. NaNO2

3. NaNO3

4. NO2

 

Определяем степень окисления азота в каждом веществе, зная, что О-2, а Na+1. Сумма всех степеней окисления в молекуле должна быть равна 0.

 

 

Правильный ответ 4.

А10. Какую кристаллическую решетку имеет твердый аммиак?

1. атомную

2. молекулярную

3. ионную

4. металлическую

Аммиак состоит из молекул.

 

 

 

 

Правильный ответ 2.

А11. Каким способом получают аммиак в лаборатории?

1. соединением азота с водородом

2. разложением солей аммония

3. восстановление оксидов азота водородом

4. взаимодействием солей аммония с гидроксидом кальция

При промышленном производстве аммиака из водорода и азота требуются высокие температура и давление, и катализатор.

2NH4NO3 + Сa(OH)22NH3↑ + 2H2O + Сa(NO3)2.

 

 

Правильный ответ 4.

А12. С какими веществами аммиак вступает в реации соединения:

1. кислоты

2.кислород

3. щелочи

4. соли

По определению реакции соединения, аммиак вступает в реакции соединения с кислотами, образуются соли аммония.

 

 

Правильный ответ 1.

А 13. Как различить растворы солей хлорида аммония и хлорида натрия?

1. по запаху

2. по действию нитрата серебра

3. по действию кислоты при нагревании

4. по действию щелочи при нагревании

Характерным запахом обладает аммиак, а не соли аммония. Они запаха не имеют.

2NH4Cl+ Сa(OH)22NH3↑ + 2H2O + СaCl2.

Аммиак определяется по запаху.

 

Правильный ответ 4.

Задания с кратким ответом и на соответствие В1-В10

В1. Укажите число возможных реакций, протекающих с образованием водорода, которые можно провести между следующими веществами

1. Раствор серной кислоты
2. Магний
3. Ртуть
4. Азотная кислота
5. Оксид магния

Комментарий

Для решения задач о возможности взаимодействия вещества с несколькими веществами удобно делать таблицу:

 

H2SO4

Mg

Hg

HNO3

MgO

H2SO4

-

MgSO4+H2

Х

Х

MgSO4+H2O

Mg

MgSO4+H2

-

Х

Водород не выделяется

Х

Hg

Х

Х

-

Водород не выделяется

Х

HNO3

Х

Водород не выделяется

Водород не выделяется

-

Mg(NO3)2+H2O

MgO

MgSO4+H2O

Х

Х

Mg(NO3)2+H2O

-

Вещество не реагирует само с собой, поэтому по диагонали ставим прочерки.

Металлы и оксид магния не будут взаимодействовать между собой с образованием водорода. Обе кислоты будут взаимодействовать с основным оксидом MgO, но будет образовываться соль и вода. Азотная кислота любой концентрации является окислителем не за счет H+, а за счет N+5, поэтому при взаимодействии с металлами водород не выделится. Разбавленная серная кислота с Hg не взаимодействует, так как Hg стоит в ряду активности металлов после водорода, а с Mg выделяется водород.

Правильный ответ: одна реакция.

 

В2. Закончите реакцию взаимодействия между медью и концентрированной азотной кислотой. Коэффициент перед формулой азотной кислоты равен:

1.      2

2.      4

3.      6

4.      8

Cu + 4HNO3 = Cu (NO3)2 + 2NO2↑+ 2H2O

N+5- = N+4        2

Cu0 -2е- = Cu+2     1

 Правильный ответ :2.

 В3. Какое вещество образуется в результате цепочки превращений:

Р …  ?

В ответ надо записать название вещества.

4P+5O2 = 2P2O5

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

2NH3 + H3РO4 = (NH4)2НРO4(гидроортофосфат аммония)

Правильный ответ: гидроортофосфат аммония

В4. При взаимодействии 6 л азота и 12 л водорода (н.у.) выделилось 2 л аммиака. Найдите выход аммиака от теоретически возможного.

Объёмы газов относятся как небольшие целые числа.

N2+3H2⇆2NH3

Водород находится в недостатке, вести расчёты будем относительно водорода. С 12л Н2 должно было образоваться 8л NH3.

Находим теоретический выход

Правильный ответ: 25%.

В5. Какое вещество образуется в результате следующих превращений:

NH3 …  …?

4NH3+5O2NO+6H2O

2NO +О2 ⇄ 2NO2

4NO2+ 2H2O + О2 ⇄ 4HNO3

NH3+ H NO3 = NH4NO3

Правильный ответ: нитрат аммония.

В6. На сгорание 1мгаза расходуется 3м3 кислорода. При этом образуется 2мводяных паров и 2м3 углекислого газа. Укажите молярную массу исходного газа.

СхНу +        3О2 →        2СО2 +       2Н2О

3                  3             2м3             2 м3

Из уравнения реакции видно, что весь кислород, содержащийся в воде и углекислом газе, берется из молекулярного кислорода, использующегося для окисления.

Соответственно, других элементов, кроме углерода и водорода, в исходном газе нет. Значит, это углеводород.

х = 2; у = 4, это этилен С2Н4.

М (С2Н4) = 28 г/моль.

 

Правильный ответ: 28 г/моль.

 

В7. Для внесения 14 г азота на 1м2 почвы использовали нитрат аммония. Укажите массу нитрата аммония, необходимого для внесения на 1м2 почвы.

NH4NO3

в  х г содержится 14 г азота

в 80г содержится 28 г азота.

 Решаем пропорцию х= ;  х = 40 (г).

Для внесения 14 г азота на 1м2 почвы нужно внести 40 г нитрата аммония.

 

Правильный ответ: 40г NH4NO3

 

В8. Смесь меди и оксида меди (II) массой 38,4 г растворили в концентрированной серной кислоте. При этом выделился оксид серы (IV) объёмом 6,72 л (н.у.). Определите массовую долю оксида меди в смеси (в%).

Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O

CuО + H2SO4 = CuSO4 + H2O

=50%

Правильный ответ: =50%

 

В9. Укажите номер периода, некоторые элементы которого образуют вещества с водородными связями.

Водородные связи могут образовываться только в водородных соединениях наиболее электроотрицательных элементов: N, O, F и других галогенов. N, O, F находятся во втором периоде.

Правильный ответ: период №2.

 

В10. Над разогретым порошком (Х1) пропустили водород. Полученное вещество красного цвета (Х2) растворили в концентрированной серной кислоте. Полученный раствор вещества голубого цвета (Х3) нейтрализовали раствором щелочи KOH, выпал голубой осадок (Х4), который при нагревании превратился в черный порошок (Х1). Укажите молярную массу исходного и полученного вещества.

Сульфат металла голубого цвета – это СuSO4(X3). Значит, все вещества – это соединения меди.

CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4

Cu(OH)2 CuO + H2O

CuO +H2 Cu + H2O, отсюда следует, что исходное вещество – это CuO.

М(CuO) = 80 г/моль

 

Правильный ответ: М(CuO)=80 г/моль

 

Задания с развернутым ответом С1-С2

Вопрос

Комментарий

С1. Напишите уравнения реакций, которые нужно провести для осуществления следующих превращений:.

NaBrNaClCl2KClO3KCl

                             Ca(OCl)2

2NaBr + Cl2 → 2NaCl + Br2

NaCl + 2H2O  = 2NaOH + H2↑ + Cl2

3Cl2 + 6KOH(горяч., конц.) → 5KCl + KClO3 + 3H2O

2KClO3 2KCl + 3O2

2Ca(OH)2 + 2Cl2 → Ca(OCl)2 + CaCl2 + 2H2O

С2. Массовая доля азота в удобрении составляет 14%. Весь азот входит в удобрение в составе мочевины СO(NH2)2. Вычислите массовую долю мочевины в этом удобрении.

 

Пусть было 100 г удобрения. Составляем пропорцию.

В 1 моль мочевины (60г) содержится 28 г азота

В х г мочевины должно содержаться 14 г азота.

Решаем пропорцию. х = 30 г.

Отсюда следует

Правильный ответ: 30%.

 

Подведение итога урока

На этом уроке вы смогли проверить свои знания по теме «ЕГЭ. Неметаллы». Вы систематизировали и закрепили знания по расширенной теме «Неметаллы», рассмотрев определенные вопросы и разобрав решения задач, которые возможны на Едином государственном экзамене.

 

Список литературы

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

2. Попель П.П. Химия: 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений / П.П. Попель, Л.С.Кривля. – К.: ИЦ «Академия», 2008. – 240 с.: ил.

3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия/ Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Медведев Ю.Н.,Корощенко А.С. – М.: Интеллект- Центр, 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Internerurok.ru (Источник).

2. Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена (Источник).

3. Chemport.ru (Источник).

4. Химик.ру (Источник).

 

Домашнее задание

1. №№1, 2 (с. 7), №8 (с. 41)Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

2. Какие степени окисления может проявлять атом азота?

3. Приведите примеры использования азотных и фосфорных удобрений при уходе за комнатными растениями.