Классы
Предметы

Химические свойства солей

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Химические свойства солей

Данный урок посвящен изучению общих химических свойств еще одного класса неорганических веществ – солей. Вы узнаете с какими веществами могут взаимодействовать соли и каковы условия протекания таких реакций.

Тема: Классы неорганических веществ

Урок: Химические свойства солей

1. Взаимодействие солей с металлами

Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.

Поэтому свойства солей будут связаны с наличием в составе вещества того или иного металла или кислотного остатка. Например, большинство солей меди в растворе имеют голубоватую окраску. Соли марганцовой кислоты (перманганаты) в основном фиолетовые. Знакомство с химическими свойствами солей начнем со следующего опыта.

В первый стакан с раствором сульфата меди (II) опустим железный гвоздь. Во второй стакан с раствором сульфата железа (II) опустим медную пластинку. В третий стакан с раствором нитрата серебра тоже опустим медную пластинку. Через некоторое время мы увидим, что железный гвоздь покрылся слоем меди, медная пластинка из третьего стакана покрылась слоем серебра, а с медной пластинкой из второго стакана ничего не произошло.

Взаимодействие растворов солей с металлами

Рис. 1. Взаимодействие растворов солей с металлами

Объясним результаты опыта. Реакции произошли только в том случае, если металл, реагирующий с солью, был более активен, чем металл, входящий в состав соли. Сравнить активность металлов между собой можно по их положению в ряду активности. Чем левее расположен металл в этом ряду, тем у него большая способность вытеснить другой металл из раствора соли.

Уравнения проведенных реакций:

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

При взаимодействии железа с раствором сульфата меди (II) образуется чистая медь и сульфат железа (II). Эта реакция возможна, т.к. железо имеет большую реакционную способность, чем медь.

Cu + FeSO4 → реакция не идет

Реакция между медью и раствором сульфата железа (II) не протекает, т.к. медь не может заместить железо из раствора соли.

Cu+2AgNO3=2Ag+Cu(NO3)2

При взаимодействии меди с раствором нитрата серебра образуется серебро и нитрат меди (II). Медь замещает серебро из раствора его соли, т.к. медь расположена в ряду активности левее серебра.

Растворы солей могут взаимодействовать с более активными металлами, чем металл в составе соли. Эти реакции относятся к типу замещения.

2. Взаимодействие растворов солей друг с другом

Рассмотрим еще одно свойство солей. Растворенные в воде соли могут взаимодействовать между собой. Проведем опыт.

Смешаем растворы хлорида бария и сульфата натрия. В результате выпадет белый осадок сульфата бария. Очевидно, что прошла реакция.

Уравнение реакции: BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl

Растворенные в воде соли могут вступать в реакцию обмена, если в результате образуется нерастворимая в воде соль.

3. Взаимодействие солей со щелочами

Выясним, взаимодействуют ли соли с щелочами, проведя следующий опыт.

В раствор сульфата меди (II) прильем раствор гидроксида натрия. В результате выпадает синий осадок.

Взаимодействие раствора сульфата меди(II) со щелочью

Рис. 2. Взаимодействие раствора сульфата меди(II) со щелочью

Уравнение проведенной реакции: CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

Данная реакция является реакцией обмена.

Соли могут взаимодействовать со щелочами, если в результате реакции образуется нерастворимое в воде вещество.

4. Взаимодействие солей с кислотами

В раствор карбоната натрия прильем раствор соляной кислоты. В результате мы видим выделение пузырьков газа. Объясним результаты опыта, записав уравнение данной реакции:

Na2CO3 + 2HCl= 2NaCl + H2CO3

H2CO3 = H2O + CO2

Угольная кислота  - вещество нестойкое. Она разлагается на углекислый газ и воду. Данная реакция является реакцией обмена.

Соли могут вступать в реакцию обмена с кислотами, если в результате реакции выделяется газ или образуется осадок.

 

Список рекомендованной литературы

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с.107-111)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.108-110)

3. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.:Астрель, 2013. (§34)

4. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (§40)

5. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§33)

6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Взаимодействия кислот с солями (Источник).

2. Взаимодействия металлов с солями (Источник).

 

Домашнее задание

1) с. 109-110 №№ 4,5 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

2) с.193 №№ 2,3  из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013 г.