Классы
Предметы

Свойства кислот: взаимодействие с индикаторами и металлами

Данный урок посвящен изучению некоторых общих свойств кислот. Из материалов урока Вы узнаете, в какой цвет окрашиваются индикаторы при взаимодействии с кислотами, а также, с какими металлами могут реагировать растворы кислот.

Изменение окраски индикаторов

Одним из общих свойств кислот является их кислый вкус. Рассмотрим другие общие свойства кислот.

Известно, что при добавлении в крепкий чай лимона цвет чая становится светлее. Так воздействует на чай лимонная кислота. Кислоты способны изменять окраску некоторых красящих веществ. С помощью этого свойства можно отличить кислоты от других веществ.

Вещества, изменяющие свой цвет под действием других веществ, называют индикаторами. Химики для идентификации кислот обычно используют следующие индикаторы: лакмус (в нейтральной среде – фиолетовый), метилоранж (в нейтральной среде – оранжевый).

При добавлении к раствору соляной кислоты лакмус становится красным. Метилоранж в кислоте также краснеет.

Способность изменять окраску индикаторов является общим свойством кислот.

Взаимодействие кислот с металлами

Некоторые металлы вытесняют водород из кислот. Такие реакции относятся к реакциям замещения.

ОПЫТ. Поместим в пробирки гранулы цинка, железную скрепку и кусок медной проволоки.

Взаимодействие металлов с соляной кислотой      Взаимодействие металлов с соляной кислотой

Рис. 1. Взаимодействие металлов с соляной кислотой

Прильем в каждую пробирку соляную кислоту. В пробирках с цинком и железной скрепкой мы наблюдаем выделение пузырьков газа – водорода. С медью в растворе соляной кислоты ничего не происходит. Медь с соляной кислотой не взаимодействует.

Уравнения проведенных реакций:

Zn +2HCl=ZnCl2+ H2

Fe+2HCl=FeCl2+H2

Хлориды цинка и железа относятся к классу солей. Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка. Кислотным остатком называют группу атомов, оставшуюся от кислоты после замещения атомов водорода атомами металла.

Ряд активности металлов

Итак, не все металлы реагируют с кислотами. Проведя аналогичные опыты, мы увидим, что некоторые металлы активно взаимодействуют с кислотами, другие вступают в реакцию с трудом или вообще не реагируют с кислотами. По результатам подобных опытов был составлен ряд активности металлов, в котором металлы расположены в порядке уменьшения их химической активности слева направо. В этом ряду металлы, стоящие правее водорода, не замещают водород в кислотах. К ним относятся медь, ртуть, серебро, золото, платина.

Ряд активности металлов

Рис. 2. Ряд активности металлов (желтым цветом отмечены металлы, способные замещать водород в кислотах)

 

Список рекомендованной литературы

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с.99-101)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с. 95-97)

3. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.:Астрель, 2013. (§29)

4. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (§35)

5. Химия: неорган. химия: учеб. для 8кл. общеобр. учрежд. /Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§32)

6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сети Ин­тер­нет

1. Действие кислот на индикаторы (Источник).

2. Взаимодействие кислот с металлами (Источник).

 

Домашнее задание

1) с. 95-97 №№ 2,3,6,8 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

2) с.170 №№ 1(а-в),4  из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013 г.