Классы
Предметы

Основные оксиды

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Основные оксиды

Урок посвящен изучению свойств основных оксидов. Из материалов урока Вы узнаете, в чем отличие данного вида оксидов от кислотных оксидов, в какие химические реакции вступают основные оксиды.

Тема: Классы неорганических веществ

Урок: Основные оксиды

1. Реакции основных оксидов с кислотами

Вы уже изучили состав и свойства кислотных оксидов. Кислотные оксиды, как правило, образованы неметаллом или металлов с валентностью более III. Кислотным оксидам соответствуют кислоты. Для всех кислотных оксидов характерно одно общее свойство – они не взаимодействуют с кислотами. Но кислоты взаимодействуют с некоторыми оксидами металлов, которые не являются кислотными. Приведем примеры таких реакций.

Оксид меди (II) взаимодействует с соляной кислотой с образованием хлорида меди (II) и воды: CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O.

При взаимодействии оксида калия с азотной кислотой образуется нитрат калия KNO3 и вода: K2O + 2HNO3 = 2KNO3 + H2O.

Нитрат калия и хлорид меди (II) относятся к классу солей.

Оксиды, способные взаимодействовать с кислотами, называют основными оксидами.

2. Реакции основных оксидов с водой

Могут ли основные оксиды реагировать с водой? Чтобы ответить на этот вопрос, изучим результаты опыта.

Опыт. Если смешать с водой оксид кальция и оксид меди (II), то через некоторое время мы увидим, что оксид кальция в воде растворился, оксид меди – нет. Опущенные в оба стакана бумажные полоски универсального индикатора помогут определить кислотность среды в растворах. Индикатор изменит цвет в стакане, где растворился оксид кальция. В растворах кислот универсальный индикатор краснеет, в этом же растворе он будет синим.

 Исследование кислотности среды в смесях оксида кальция (слева) и оксида меди(II) (справа) с водой

Рис. 1. Исследование кислотности среды в смесях оксида кальция (слева) и оксида меди(II) (справа) с водой с помощью универсального индикатора

После добавления в оба стакана раствора индикатора фенолфталеина можно наблюдать появление малиновой окраски в раствор оксида кальция в воде. Фенолфталеин становится малиновым в щелочной среде (Рис. 2).

Исследование кислотности среды в смесях оксида кальция (слева) и оксида меди(II)

Рис. 2. Исследование кислотности среды в смесях оксида кальция (слева) и оксида меди(II) (справа) с водой с помощью фенолфталеина

Если добавить в раствор, полученный из оксида кальция и воды, метилоранж, то цвет метилоранжа станет желтым. Значит, при растворении в воде оксида кальция образовалось вещество, противоположное по свойствам кислотам. Полученное вещество называется гидроксидом кальция.

Уравнение данной реакции: СаО + Н2О =Са(ОН)2.

При взаимодействии оксида кальция с водой образуется гидроксид кальция Са(ОН)2. Реакция относится к типу соединения.

Некоторые основные оксиды могут взаимодействовать с водой с образованием гидроксидов, если образующийся гидроксид будет растворимым в воде веществом.

3. Взаимодействие основных оксидов с кислотными

Для большинства основных оксидов характерно еще одно общее свойство – они вступают в реакции с кислотными оксидами. Например, оксид кальция взаимодействует с оксидом углерода (IV), или углекислым газом. Запишем уравнение данной реакции, зная, что она относится к типу соединения, а мольное соотношение веществ – 1:1:

СаО + СО2= СаСО3

Название вещества СаСО3 – карбонат кальция. Карбонат кальция составляет основу известняка, мрамора и мела.

В состав основных оксидов, кроме кислорода, входит химический элемент-металл, атомы которого имеют валентность I, II, реже III.

 

Список рекомендованной литературы

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с.102)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.98-101)

3. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.:Астрель, 2013. (§31)

4. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (§37)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Свойства основных оксидов (Источник).

2. Взаимодействие основных оксидов с водой (Источник).

3. Оксиды (Источник).

 

Домашнее задание

1) с. 101-103 №№ 2, 5,6 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

2) с.178 №№ 1,2  из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013 г.