Классы
Предметы

Реакция между оксидом меди (||) и серной кислотой

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Реакция между оксидом меди (||) и серной кислотой

Данный урок представляет собой практическое занятие по изучению особенностей протекания реакции между оксидом меди (II) и серной кислотой. Полученное в результате данной реакции вещество имеет широкую область применения..

Нагревание оксида меди(II) в растворе серной кислоты

Химическая реакция – это процесс, при котором из одних веществ получаются другие, отличающиеся от исходных веществ по составу или строению, по свойствам.

Нагревание оксида меди (II) в растворе серной кислоты

Одним из общих свойств кислот является взаимодействие с оксидами металлов. В результате таких реакций образуется соль и вода.

Солью называют вещество, состоящее из атомов металла и кислотного остатка.

Примером взаимодействия оксида металла с кислотой является реакция между оксидом меди (II) и раствором серной кислоты. Для начала данного взаимодействия необходимо нагревание веществ.

При проведении опыта нужно помнить не только о правилах обращения с кислотами, но и соблюдать правила техники безопасности при нагревании веществ в пробирке.

Проведение опыта

Черный порошок оксида двухвалентной меди CuO и помещают в пробирку. Добавляют немного разбавленной серной кислоты. Для начала реакции одного соприкосновения веществ недостаточно, нужно нагревание. Слегка нагревают пробирку с веществами, не доводя раствор до кипения. В результате реакции наблюдается постепенное исчезновение черного порошка оксида меди и образование раствора голубого цвета. Рис. 1.

Образование раствора медного купороса

Рис. 1. Образование раствора медного купороса

Уравнение данной реакции:

CuO + H2SO4= CuSO4 + H2O

Эта реакция относится к реакциям обмена, т. к. из двух сложных веществ в результате обмена составными частями образуются два новых сложных вещества.

Реакция обмена – это реакция между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются своими составными частями и образуются два новых сложных вещества.

Раствор сульфата меди (II) окрашен в голубой цвет. Кристаллогидрат сульфата меди CuSO4H2O имеет исторически сложившееся название – медный купорос.

Растворимые соединения меди, в том числе и медный купорос, ядовиты. Но в микроскопических количествах медь как химический элемент необходима для нормального развития растений и животных, так как она стимулирует внутриклеточные химические процессы.

Изучение кристаллов медного купороса

Как уже было сказано, полученный в ходе реакции сульфат меди (II) относится к классу солей. Все соли являются твердыми кристаллическими веществами. Как доказать, что в результате реакции получился раствор соли?

Для этого можно воспользоваться двумя способами.

Во-первых, можно поместить на предметное стекло несколько капель полученного раствора и нагреть его. После испарения воды на стекле останутся кристаллы соли.

Во-вторых, можно использовать увеличительный прибор – микроскоп. Если каплю полученного раствора поместить на предметное стекло и рассмотреть ее под микроскопом, то можно увидеть кристаллы медного купороса. Рис. 2.

Кристаллы медного купороса под микроскопом

Рис. 2. Кристаллы медного купороса под микроскопом

Применение медного купороса

Сульфат меди (II) – наиболее важная соль меди, которая часто служит исходным сырьём для получения других соединений.

1. Безводный сульфат меди белого цвета, его можно использовать как индикатор влажности, с его помощью в лаборатории проводят осушку спирта этанола и некоторых других веществ.

2. Наибольшее количество непосредственно применяемого CuSO4 расходуется на борьбу с вредителями в сельском хозяйстве, в составе бордосской смеси с известковым молоком – от грибковых заболеваний и виноградной тли.

3. Медный купорос также используется как микроудобрение для восполнения дефицита меди в почве. Рекомендован для применения на торфяниках.

4. В строительстве водный раствор сульфата меди (II) применяется для нейтрализации последствий протечек, ликвидации пятен ржавчины, а также для удаления выделений солей («высолов») с кирпичных, бетонных и оштукатуренных поверхностей; а также как средство для предотвращения гниения древесины.

5. Также он применяется для изготовления минеральных красок.

6. В пищевой промышленности сульфат меди (II) зарегистрирован в качестве пищевой добавки с кодом E519 (в качестве консерванта).

Подведение итога урока

На уроке было рассмотрено практическое занятие по изучению особенностей протекания реакции между оксидом меди (II) и серной кислотой. Полученное в результате данной реакции вещество имеет широкую область применения.

 

Список литературы

  1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с. 99–101)
  2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с. 95–98)
  3. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.:Астрель, 2013. (§29)
  4. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (с. 157)
  5. Химия: неорган. химия: учеб. для 8кл. общеобр. учрежд. /Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§32)
  6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Him.1september.ru (Источник).
  2. Files.school-collection.edu.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. с. 97 № 10из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.
  2. с. 170 №№ 2, 5из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013.