Классы
Предметы

Практическое занятие 3. Химические реакции

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Практическое занятие 3. Химические реакции

Данный урок представляет собой практическое занятие, в ходе которого проводятся различные опыты, представляющие собой как физические, так и химические процессы. Проведенным химическим реакциям даются характеристики с указанием условий начала и протекания реакций, а также их признаков.

Тема: Первоначальные химические представления

Урок: Практическое занятие 3. Химические реакции

1. Плавление парафина

ОПЫТ 1. Плавление парафина.

Кусочек парафина помещаем на металлическую пластинку и нагреваем. В результате мы наблюдаем изменение агрегатного состояния парафина (переход в жидкое состояние). Несмотря на то, что расплавленный парафин стал бесцветным (изменился цвет), это явление относится к физическим, т.к. состав вещества остался прежним, изменилось только его агрегатное состояние.

Плавление парафинаПлавление парафина

Рис. 1. Плавление парафина

2. Горение свечи

ОПЫТ 2. Горение свечи.

Зажжем свечу и дадим ей немного погореть. В процессе горения свечи сгорает фитиль и парафин, часть парафина плавится, нагреваясь от тепла, выделяемого в процессе горения. Горение фитиля и парафина – это химические процессы, т.к. исходные вещества превращаются в новые продукты реакции. Эти продукты – газообразные, т.к. свеча уменьшается в размерах. Горение сопровождается выделением тепла и света.

Плавление парафина, как было сказано выше, относится к физическим явлениям. Охарактеризуем процесс горения свечи. Условиями начала реакции является поджог и соприкосновение фитиля с воздухом. Условие течения реакции – приток свежего воздуха (если его прекратить, свеча погаснет). Признаки реакции – выделение тепла и света.

Горение свечи

Рис. 2. Горение свечи

3. Прокаливание поваренной соли и обугливание крахмала

ОПЫТ 3. Прокаливание поваренной соли и крахмала.

Посмотрим, будут ли происходить изменения состава поваренной соли и крахмала при прокаливании? Поместим в фарфоровую чашку поваренную соль и прокалим ее. Кристаллы поваренной соли при прокаливании нагреваются, при этом их состав не меняется — происходит физическое явление. Поместим в другую фарфоровую чашку крахмал. При прокаливании крахмал обугливается, меняет цвет, значит, происходит изменение состава крахмала — перед нами химическое явление.

Крахмал, как всякое органическое вещество, содержит углерод. Углерод — "рождающий уголь". Когда на кухне подгорает картошка (а в нашей чашке — картофельный крахмал) — происходит похожее химическое явление.

Прокаливание кристаллов поваренной соли

Рис. 3. Прокаливание кристаллов поваренной соли

Обугливание крахмала в результате прокаливания

Рис. 4. Обугливание крахмала в результате прокаливания

4. Взаимодействие соды и соляной кислоты

ОПЫТ 4. Взаимодействие соды с соляной кислотой.

В один стакан наливаем воду, в другой - соляную кислоту. Добавим в каждый пищевую соду - гидрокарбонат натрия. В воде сода растворяется. Когда сода попадает в стакан с соляной кислотой, начинается бурное выделение углекислого газа. Происходит  превращение веществ, т.е. химическое явление (выделение нового вещества - газа - признак химического превращения).

Растворение соды в воде и соляной кислоте

Рис. 5. Растворение соды в воде и соляной кислоте

Растворение соды в воде – это физико-химический процесс.

Охарактеризуем процесс взаимодействия соды с соляной кислотой. Условием начала данной реакции является соприкосновение исходных веществ. Условие протекания реакции – дальнейшее соприкосновение веществ. Признаком реакции служит интенсивное выделение газа.


Список рекомендованной литературы

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.11-15)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§5)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§3)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.


Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).

3. Тесты по химии (онлайн) (Источник).


Домашнее задание

с.14-15 №№ 9, 10 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.