Классы
Предметы

Уравнение химической реакции. Ч.1

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Уравнение химической реакции. Ч.1

Урок посвящен изучению алгоритма составления уравнения химической реакции. В ходе урока вы научитесь составлять схему и уравнение химической реакции, зная формулы исходных веществ и продуктов реакции.

Схема химической реакции

Сущность химической реакции с позиции атомно-молекулярной теории заключается в том, что продукты реакции образуются из тех же атомов, которые входили в состав исходных веществ.

Пример 1. При разложении воды образуются простые вещества – водород и кислород (Рис.1.).

Разложение воды под действие электрического тока

Рис. 1. Разложение воды под действие электрического тока

 Запишем формулу исходного вещества воды слева, а формулы продуктов реакции - водорода и кислорода – справа. Между ними поставим стрелку:

Н2О → Н2 + О2

Эта запись является схемой реакции.

Схема реакции показывает только состав исходных веществ и продуктов реакции, но не может полностью отражать сущность реакции. В состав молекулы воды входит один атом кислорода, а в состав простого вещества кислорода входят два атома. Это значит, что не выполняется закон сохранения массы веществ.

Уравнение химической реакции

Чтобы не было противоречий с законом сохранения массы веществ, нужно уравнять число атомов каждого химического элемента слева и справа от стрелки.

Чтобы образовалась одна молекула кислорода, в реакцию должны вступить две молекулы воды. Поставив коэффициент «2» перед формулой воды. Теперь уравняем количество атомов водорода, поставив коэффициент «2» перед формулой Н2, вместо стрелки поставим знак равенства:

2О = 2Н2 + О2

Эта запись является уравнением химической реакции. В отличие от схемы реакции, уравнение учитывает, что число атомов каждого химического элемента в реакции не меняется.

Цифры, стоящие перед формулой вещества, называются коэффициентами. Коэффициент показывает количество молекул вещества.

Прочитать записанное уравнение можно так: «Из двух молекул воды образуется две молекулы водорода и 1 молекула кислорода».

Алгоритм составления уравнения химической реакции:

1) Записать формулы исходных веществ.

2) Справа от формул исходных веществ (после стрелки) записать формулы продуктов реакции.

3) Расставить коэффициенты.

Пример 2.Составим уравнение реакции горения магния в кислороде (Рис. 2).

Горение магния в кислороде

Рис. 2. Горение магния в кислороде

В результате этой реакции образуется одно вещество – оксид магния. Схема этой реакции:

Mg + O2 → MgO

Расставим коэффициенты. Так как в левой части уравнении два атома кислорода, а в правой – один. Поставим коэффициент «2» перед формулой оксида магния. Теперь атомов магния в правой части стало два, поэтому поставим коэффициент «2» перед формулой магния. Уравнение реакции будет выглядеть следующим образом:

2Mg + O2 = 2MgO

Коэффициенты в уравнении реакции обозначают не только число молекул каждого вещества, но и соотношение количеств веществ, участвующих в реакции. Поэтому уравнение разложение воды можно прочитать еще так: «При разложении каждых двух молей воды образуется 2 моля водорода и 1 моль кислорода».

 

Список рекомендованной литературы

1. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: Часть I. – М.: Школьная Пресса, 2002. (с.49)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с. 40-41)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§18)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§15)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).

3. Тесты по химии (онлайн) (Источник).

4. Chemister.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. с.89 №№ 6,7 из учебника «Химия: 8- класс» (П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005).

2. с. 41 №№ 3,4 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.