Классы
Предметы

Классификация неорганических веществ

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Классификация неорганических веществ

По мере накопления новых фактов люди пытались их систематизировать. Так возникали классификации веществ по различным признакам. Данный урок посвящен обобщению известных Вам сведений об основных классах неорганических веществ. Учитель познакомит Вас с современной классификацией неорганических веществ.

Тема: Обобщение пройденного материала

Урок: Классификация неорганических веществ

1. Признаки классификации веществ

В истории развития химической науки существовали разные классификации веществ. Одним из первых признаков классификации веществ был источник их получения. По этому признаку вещества делили на растительные (полученные из растений), животные (полученные из животных) и минеральные (полученные из минералов).

Й.Я. Берцелиус объединил вещества, выделенные из растений и животных, в группу органических, а другую группу стали называть неорганическими веществами. Существует еще не одна классификация веществ: по агрегатному состоянию, по цвету, запаху и многим другим признакам.

Для нас же важно систематизировать вещества в соответствии с характерными для них химическими свойствами, которые определяются их составом. На этом основана современная классификация неорганических веществ.

Одной из первых была классификация веществ на простые и сложные по способности их к разложению. Если вещество удавалось разложить, его относили к сложным, если вещество не удавалось разложить ни при каких условиях – то к простым.

В дальнейшем установили, что способность к разложению связана с составом вещества. Простые вещества состоят из одного химического элемента, а сложные – из нескольких.

2. Современная классификация неорганических веществ

Простые вещества, как правило, подразделяют на два класса: металлы и неметаллы. Для металлов характерны такие физические свойства, как металлический блеск, высокая тепло- и электропроводность, пластичность. Свойства же неметаллов довольно разнообразны, но, как правило, они хрупкие и плохие проводники электричества.

Классификация простых веществ

Рис. 1. Классификация простых веществ

Классификация сложных веществ более сложная. Обычно выделяют четыре класса сложных веществ в зависимости от их состава и свойств: оксиды, основания, кислоты и соли.

Классификация сложных веществ

Рис. 2. Классификация сложных веществ

Оксидами называют бинарные вещества, в состав которых входит кислород. Общую формулу оксидов можно записать так: ЭхОу. Металлы обычно образуют основные оксиды, а неметаллы – кислотные.

Основаниями называют сложные вещества, состоящие из металла и одной или нескольких гидроксильных групп. Общая формула оснований Ме(ОН)n. В зависимости от растворимости основания делят на щелочи (растворимые в воде) и нерастворимые в воде основания.

Кислотами называют сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на металл, и кислотного остатка. Их общую формулу можно записать таким образом - НnА, где А – кислотный остаток.

Кислоты по одному из признаков классификации – наличию в составе молекул атомов кислорода – делят на кислородсодержащие и бескислородные. Кислородсодержащие кислоты и основания объединяют в группу веществ под названием гидроксиды.

Солями называют сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка. Общая формула – MexAy.

Но приведенная классификация неорганических веществ далека от совершенства. Например, к какому классу отнести соединения с химической формулой NH3 (аммиак)? Существуют также оксиды, которые нельзя отнести ни к кислотным, ни к основным. Например, N2O, NO, CO называют несолеобразующими (безразличными оксидами).

 

Список рекомендованной литературы

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с.117-123)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под.ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.120-123)

3. Химия. 8 класс. Учеб.для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.:Астрель, 2013. (§36)

4. Химия: 8-й класс: учеб.для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (§42)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав.ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. (Источник).

2. Химическая информационная сеть (Источник).

3. Химия и жизнь (Источник).

 

Домашнее задание

1. с. 122-123 №№ 2,3 4 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под.ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

2. с.201 №№ 1,3 из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013 г.