Классы
Предметы

Практическое занятие №7. Решение экспериментальных задач по теме "Свойства основных классов веществ"

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Практическое занятие №7. Решение экспериментальных задач по теме "Свойства основных классов веществ"

Данное практическое занятие позволит применить знания о химических свойствах и способах получения основных классов неорганических веществ для решения практических задач. На занятии рассматривается 4 экспериментальные задачи, обсуждаются алгоритмы их решения. 

Прежде чем приступать к решению задачи, нужно продумать алгоритм (план) ее выполнения, выбрав самый рациональный способ. Полезно также сначала записать уравнения всех планируемых реакций и показать их учителю.

Тема: Обобщение пройденного материала

Урок: Практическое занятие 7. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства основных классов веществ»

1. Задача 1

Опытным путем подтвердите кислотные свойства углекислого газа.

Кислотные оксиды взаимодействуют со щелочами и не взаимодействуют с кислотами. Чтобы подтвердить кислотные свойства углекислого газа, нужно провести реакцию со щелочью, например гидроксидом кальция.

При взаимодействии оксида углерода(IV) с раствором гидроксида кальция выпадет белый хлопьевидный осадок карбоната кальция:

СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + Н2О

Эту реакцию часто называют «помутнение известковой воды» и ее используют для идентификации углекислого газа.

Углекислый газ для реакции можно получить, например, путем взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой. Если прилить в пробирку с карбонатом кальция раствор соляной кислоты, то будет  наблюдаться бурное выделение  углекислого газа. Углекислый газ с помощью газоотводной трубки нужно пропустить через известковую воду – раствор гидроксида кальция. Признаком протекания данной реакции будет появление белого осадка – помутнение известковой воды.

Запишем уравнения реакций. При взаимодействии карбоната кальция с соляной кислотой образуются хлорид кальция, углекислый газ и вода:

СаСО3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O

Углекислый газ с гидроксидом кальция образует нерастворимый в воде карбонат кальция белого цвета и воду:

СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + Н2О

2. Задача 2

Опытным путем подтвердите, что оксид меди(II) обладает основными свойствами.

Основные оксиды взаимодействуют с кислотами и не взаимодействуют со щелочами. Значит, для решения задачи надо провести реакцию оксида меди(II) с кислотой, например серной.

При взаимодействии оксида меди(II) с серной кислотой образуется сульфат меди(II) и вода:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

На практике такое взаимодействие протекает только при нагревании. В процессе реакции наблюдается постепенное исчезновение черного порошка оксида меди(II). Образующийся сульфат меди(II) окрашивает раствор в голубой цвет.

3. Задача 3

Определите, в каких пробирках содержатся раствор кислоты, раствор щелочи и вода.

Нам предложено распознать раствор кислоты, раствор щелочи и воду. Это несложно сделать с помощью химического индикатора, который имеет различную окраску в кислой, щелочной и нейтральной средах. Например, с помощью лакмуса.

В каждую из трех пробирок нужно добавить немного лакмуса. В нейтральной среде лакмус фиолетовый, в щелочной среде он становится синим, а в кислой среде – красным.

Изменение окраски лакмуса в воде, растворах щелочи и кислоты

Рис. 1. Изменение окраски лакмуса в воде, растворах щелочи и кислоты

4. Задача 4

Исходя из оксида меди(II), получите гидроксид меди.

Последняя задача, пожалуй, самая сложная из четырех предложенных. Здесь нужно продумать все стадии, которые позволят из оксида меди(II) получить гидроксид меди(II). Существует несколько различных вариантов решения такой задачи. Рассмотрим один из них.

Начнем свои рассуждения с конца решения задачи. Как можно получить гидроксид меди(II)? Нерастворимые в воде основания получают по реакции обмена между щелочью и солью. Для этого проведем реакцию между гидроксидом калия и сульфатом меди(II):

2КOH + CuSO4 = К2SO4 + Cu(OH)2

 А сульфат меди(II), в свою очередь, можно получить в результате взаимодействия оксида меди(II) с кислотой при нагревании:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

Запишем схему, отражающую суть и последовательность описанных выше опытов.

Список рекомендованной литературы

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с.123-126)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под.ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.133-137)

3. Химия. 8 класс. Учеб.для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.:Астрель, 2013. (с.205-206)

4. Химия: 8-й класс: учеб.для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (с.198-199)

5. Химия: неорг. химия: учеб.для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (с.114)

6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав.ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. (Источник).

2. Химическая информационная сеть (Источник).

3. Химия и жизнь (Источник).

 

Домашнее задание

1. с. 134 №№ 2,3 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под.ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

2. с.207 №№ 1,3 из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013 г.