Классы
Предметы

Схемы образования веществ с различным типом связи

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Схемы образования веществ с различным типом связи

Данный урок посвящен обобщению и систематизации знаний о видах химической связи. В процессе урока будут рассмотрены схемы образования химической связи в различных веществах. Урок поможет закрепить умение определять вид химической связи в веществе по его химической формуле.

Тема: Химическая связь. Электролитическая диссоциация

Урок: Схемы образования веществ с различным типом связи

1. Характеристика веществ с разным типом химической связи

Ионная связь образуется между ионами, а ковалентная связь возникает при перекрывании электронных орбиталей,  при котором пара электронов становится общей для обоих атомов. Рассмотрим на конкретных примерах условия и схемы образования каждого вида химической связи: ионная связь, ковалентная полярная и ковалентная неполярная связь.

Сравнение сведений о различных типах химической связи.

Определим вид химической связи в следующих веществах: фтор F2, вода Н2О и хлорид калия KCl

2. Схема образования ковалентной неполярной связи

Рис. 1. Схема образования связи в молекуле фтора

Молекула фтора состоит из двух атомов одного химического элемента-неметалла с одинаковой электроотрицательностью, следовательно, в этом веществе реализуется ковалентная неполярная связь. Изобразим схему образования связи в молекуле фтора. Рис. 1.

Вокруг каждого атома фтора с помощью точек нарисуем семь валентных, то есть внешних, электронов. До устойчивого состояния каждому атому необходим еще один электрон. Таким образом, образуется одна общая электронная пара. Заменив ее черточкой, изобразим графическую формулу молекула фтора F-F.

Вывод: ковалентная неполярная связь образуется между молекулами одного химического элемента-неметалла. При таком типе химической связи образуются общие электронные пары, которые в равной степени принадлежат обоим атомам, то есть не происходит смещения электронной плотности ни к одному из атомов химического элемента

3. Схема образования ковалентной полярной связи

Рис. 2. Схема образования связи в молекуле воды

Молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода – двух элементов-неметаллов с разными значениями относительной электроотрицательности, следовательно, в этом веществе – ковалентная полярная связь.

Так как кислород – более электроотрицательный элемент, чем водород, общие электронные пары смещаются в сторону кислорода. На атомах водорода возникает частичный заряд, а на атоме кислорода – частичный отрицательный. Заменив обе общие электронные пары черточками, а точнее стрелками, показывающими смещение электронной плотности, запишем графическую формулу воды Рис. 2.

Вывод: ковалентная полярная связь возникает между атомами разных элементов-неметаллов, то есть с разными значениями относительной электроотрицательности. При этом типе связи образуются общие электронные пары, которые смещаются в сторону более электроотрицательного элемента.

 

4. Схема образования ионной связи

Рис. 3 Схема образования ионной связи в хлориде калия

В состав хлорида калия KCl входят два химических элемента: калий – типичный металл и хлор – типичный неметалл. Это химические элементы с сильно различающимися значениями относительной электроотрицательности. Значит, хлорид калия – это ионное соединение.

Калий отдает один внешний электрон атому хлора, при этом образуется катион калия, а хлор притягивает один электрон, образуя хлорид-анион. Рис. 3.

Вывод: ионная связь возникает между ионами, образованными из атомов типичного металла и типичного неметалла, причем, разница в значениях относительной электроотрицательности данных химических элементов должна быть достаточно значительной.

Подведение итога урока

На этом уроке вы рассмотрели схемы образования веществ с различным типом химической связи. Было проведено обобщение сведений о различных видах химической связи и сравнение их между собой.

 

Список рекомендованной литературы

1. Рудзитис Г.Е. Неорганическая и органическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение. 2011 г.176с.:ил.

2. Попель П.П.Химия:8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений/П.П. Попель, Л.С.Кривля. -К.: ИЦ «Академия»,2008.-240 с.: ил.

3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник. Издательство: Дрофа.:2001. 224с .

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Chemport.ru  (Источник).

2. Хumuk.ru (Источник).

3. Hemi.nsu.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

1. №№ 5,6,7 (с.145) Рудзитис Г.Е. Неорганическая и органическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение. 2011 г.176с.:ил.

2. Укажите частицу с наибольшим и наименьшим радиусом: атом Ar, ионы: K+, Ca2+, Cl-.Ответ обоснуйте.

3. Назовите три катиона два аниона, которые имеют такую же электронную оболочку, что и ион F-.