Классы
Предметы

Элементы подгруппы А I группы

Данный урок посвящен изучению строения атомов элементов IА групп и свойств образованных ими простых и сложных веществ. Вы узнаете, почему металлы, образованные элементами IА группы, называют щелочными. Учитель расскажет, в какие химические реакции вступают щелочные металлы, каким способом распознают их соединения.

Тема: Химия металлов

Урок: Элементы подгруппы А I группы

1. Химические элементы IА группы

Химические элементы IА группы образуют естественное семейство щелочных металлов. В него входят литий, натрий, калий, рубидий, цезий и франций. Из положения этих элементов в ПСХЭ следует, что у них на внешнем электронном слое находится по 1 электрону. В химических реакциях атомы щелочных металлов будут стремиться отдать свой единственный внешний электрон и превратиться в катион с зарядом «1+». Сверху вниз по главной подгруппе увеличивается радиус атомов, а значит, увеличивается восстановительная активность и уменьшается относительная электроотрицательность.

С электронным строением атомов щелочных металлов связана их способность окрашивать пламя в разные цвета: например, литий окрашивает пламя в карминово-красный цвет, натрий – в желтый, калий  - в фиолетовый. По цвету пламени можно различить соли этих металлов.

В виде простых веществ щелочные металлы в природе не встречаются. Они распространены в виде хлоридов, сульфатов, алюмосиликатов. Практически все щелочные металлы содержатся в морской воде. Франций – радиоактивный элемент.

2. Свойства простых веществ

Физические свойства щелочных металлов: серебристо-белые вещества, очень мягкие (мягкость от лития к цезию возрастает, а температура плавления - снижается).

Щелочные металлы очень химически активны. Именно поэтому их нельзя хранить на воздухе, они быстро окисляются. Их активность возрастает от лития к цезию.

Щелочные металлы реагируют с кислородом воздуха. Но оксид из них при этом образует только литий:

4Li + O2 = 2Li2O + Q

Натрий, калий, рубидий и цезий образуют сложные пероксидные соединения:

2Na + O2= Na2O2  +Q

              (пероксид натрия)

Литий способен реагировать с азотом при комнатной температуре, при этом образуется нитрид лития, остальные щелочные металлы реагируют с азотом при нагревании:

6Li + N2 = 2Li3N

Щелочные металлы могут реагировать и с другими неметаллами, например серой, водородом, галогенами.

Взаимодействие натрия с серой при комнатной температуре

Рис. 1. Взаимодействие натрия с серой при комнатной температуре

Щелочные металлы энергично реагируют с водой. При этом образуется щелочь, выделяется водород и теплота:

2Na + 2H2O= 2NaOH + H2 + Q

Взаимодействие натрия с водой

Рис. 2. Взаимодействие натрия с водой

Щелочные металлы могут реагировать с кислотами с выделением водорода.

3. Свойства оксидов, гидроксидов и солей

Оксиды и гидроксиды щелочных металлов обладают основными свойствами. Все оксиды щелочных металлов реагируют с водой с образованием щелочи:

Na2O + H2O = 2 NaOH

Оксиды щелочных металлов реагируют с кислотными оксидами и кислотами.

Гидроксиды щелочных металлов являются щелочами и обладают всеми характерными для щелочей свойствами. Они изменяют окраску индикаторов, взаимодействуют с кислотами и кислотными оксидами.

Большинство солей щелочных металлов хорошо растворимы в воде. Исключение составляют некоторые соли лития: фторид, фосфат, силикат.

 

Список рекомендованной литературы

1. Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009.

2. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007. (§24)

3. Оржековский П.А. Химия: 9-ый класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013. (§29)

4. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.

5. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.

6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник).

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).

 

Домашнее задание

с.206 №№ 5-7  из Учебника Оржековского П.А. «Химия: 9-ый класс» (М.: Астрель, 2013).