Классы
Предметы

Элементы подгруппы А II группы

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Элементы подгруппы А II группы

На данном уроке будут рассмотрены свойства элементов IIА группы и образуемых ими веществ. Изучение данной темы проводится по плану: свойства химических элементов, их нахождение в природе, химические свойства простых веществ, свойства и применение сложных веществ.

Тема: Химия металлов

Урок: Элементы подгруппы А II группы

1. Химические элементы IIА группы

Во IIА группу входят бериллий, магний, кальций, стронций, барий и радий. Последние четыре элемента получили название щелочноземельных. Такое название обусловлено тем, что эти элементы встречаются в природе в составе минералов-карбонатов, прокаливание которых и дальнейшее растворение полученных продуктов приводит к образованию щелочного раствора. Отсюда и название «щелочные земли».

У атомов химических элементов IIА группы на внешнем слое находится по 2 электрона. В химических реакциях атомы этих элементов выступают в качестве восстановителей, отдавая внешние электроны и превращаясь в ионы с зарядом «2+». Щелочноземельные металлы и их соли окрашивают пламя в разные цвета: например, кальций – в кирпично-красный, стронций – в красный, барий – в зеленый.

Окрашивание пламени солями элементов группы IIА: а- солью кальция, б – солью стронция, в- солью бария.

Рис. 1. Окрашивание пламени солями элементов группы IIА: а- солью кальция, б – солью стронция, в- солью бария

2. Нахождение в природе

В виде простых веществ элементы IIА группы в природе не встречаются. Самые распространенные из них – кальций и магний – встречаются в природе в составе минералов, содержащих, как правило, карбонаты и сульфаты этих элементов. Также соли кальция и магния содержатся в пресной и морской воде.

Радий – радиоактивный элемент. В природе он встречается в составе минералов урана.

3. Свойства простых веществ

Теперь рассмотрим химические свойства простых веществ, образованных элементами IIА группы. Простые вещества бериллий, магний и щелочноземельные металлы химически довольно активны. Щелочноземельные металлы нельзя хранить на воздухе, их, как и щелочные металлы, хранят под слоем керосина. Бериллий и магний более устойчивы к воздействию воздуха.

Металлы IIА группы взаимодействуют с кислородом с образованием оксидов и выделением теплоты:

2Ba + O2 = 2BaO + Q

Горение кальция в кислороде

Рис. 2. Горение кальция в кислороде

Как и щелочные металлы, они могут взаимодействовать со многими неметаллами, в том числе с серой, галогенами, фосфором, водородом:

Ca + S = CaS

Mg + Cl2 = MgCl2

3Ca + 2P = Ca3P2

Ba + H2 = BaH2

Щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой, при этом образуются щелочи и выделяется водород. Эти реакции являются экзотермическими:

Ba + 2H2O = Ba(OH)2 + H2

Являясь активными металлами, бериллий, магний и щелочноземельные металлы способны реагировать с кислотами, вытесняя из них водород.

Бериллий является переходным элементом. Поэтому простое веществ бериллий способно реагировать не только с кислотами, но со щелочами.

Оксид и гидроксид бериллия обладают амфотерными свойствами: реагируют и с кислотами, и со щелочами:

Be(OH)2 + 2HCl = BeCl2 + H2O

Be(OH)2 + 2NaOH = Na2(Be(OH)4)

4. Свойства сложных веществ

Оксиды и гидроксиды остальных металлов из IIА группы обладают типично основными свойствами. Гидроксид магния – нерастворимое основание. Гидроксиды кальция, стронция, бария и радия – щелочи.

Гидроксиды и карбонаты элементов IIА группы разлагаются при нагревании:

Mg(OH)2 = MgO + H2O

CaCO3 = CaO + CO2

Соли бериллия, стронция, бария и радия ядовиты, а соединения кальция и магния жизненно необходимы живым организмам. Кальций входит в состав скорлупы яиц, «домиков» улиток, костей человека и животных. Магний входит в состав хлорофилла.

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы широко применяются в промышленности и технике.

 

Список рекомендованной литературы

1. Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009.

2. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007. (§25)

3. Оржековский П.А. Химия: 9-ый класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013. (§30)

4. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.

5. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.

6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник).

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).

 

Домашнее задание

с.214 №№ 3,4  из Учебника Оржековского П.А. «Химия: 9-ый класс» (М.: Астрель, 2013).