Классы
Предметы

Обобщение темы "Окислительно-восстановительные реакции"

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Обобщение темы "Окислительно-восстановительные реакции"

На уроке рассматриваются упражнения по теме «Окислительно-восстановительные реакции», которые помогут закрепить умения правильно определять степени окисления атомов химических элементов в соединениях, расставлять коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса.

Тема: Окислительно-восстановительные реакции

Урок: Обобщение темы «Окислительно-восстановительные реакции»

1. Определение степеней окисления атомов элементов в соединениях

Окисление – это процесс отдачи электронов, а восстановление – процесс принятия электронов. Окислитель – в ходе реакции принимает электроны и сам при этом восстанавливается. Восстановитель отдает электроны, а сам при этом окисляется.

Атомы элемента, входящего в состав окислителя, понижают свою степень окисления в ходе ОВР, а атомы элемента, входящего в состав восстановителя, повышают свою степень окисления.

Окислительно-восстановительными реакциями называют реакции, в которых изменяются степени окисления химических элементов. Реакции ионного обмена не являются окислительно-восстановительными.

2. Определение процессов окисления и восстановления

Рассмотрим первый пример.

Пример 1. Определите степени окисления элементов в соединениях:

BaBr2, Na3PO4, KClO3.

Решение: При определении степеней окисления элементов пользуются правилом электронейтральности. Запишем постоянные значения степеней окисления химических элементов:

По правилу электронейтральности определим степени окисления остальных элементов. Сумма произведений степени окисления атома каждого элемента на число таких атомов в молекуле должна быть равна нулю:

Пример 2. Определите число отданных или принятых электронов, окислитель и восстановитель, укажите процессы окисления и восстановления в следующих схемах:

Fe0 → Fe+2

C0 → C-4

N20 → 2N-3

S+6  → S-2

Решение: В первой схеме степень окисления железа изменилась с 0 до +2, т.е. повысилась. Значит, атом железа отдал 2 электрона. Процесс отдачи электронов называется окислением, а железо в данном случае является восстановителем:

-  восстановитель, окисляется

 

Аналогичны рассуждения и для остальных схем:

- восстановитель, окисляется

- окислитель, восстанавливается

- окислитель, восстанавливается

3. Метод электронного баланса

Пример 3. Расставьте коэффициенты в уравнении ОВР методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель, укажите процессы окисления и восстановления:

KClO3 + S → KCl + SO2

Решение: Расставим степени окисления элементов и определим, какие элементы изменяют свои степени окисления:

+1+5  -2          0         +1  -1       +4 -2

KClO3 + S → KCl + SO2

Хлор и сера меняют степени окисления в ходе реакции. Определим число отданных и принятых электронов для хлора и серы:

Сl+5 + 6е→ Cl-1

S0  - 4е→ S+4

Хлор принимает электроны, значит, он окислитель, сера отдает электроны, она восстановитель.

Число отданных и принятых электронов должно быть одинаковым. Найдем НОК чисел 6 и 4. Оно равно 12. Разделим 12 на 6 и на 4, получим коэффициенты 2 и 3. 

Умножим полуреакции окисления и восстановления на коэффициенты и перенесем коэффициенты в общее уравнение.

Получили уравнение реакции:

2KClO3 + 3S = 2KCl + 3SO2

 

Список рекомендованной литературы

1. Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009. (с.68-71)

2. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007. (§§20-22)

3. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§5)

4. Химия. 8-11 классы: тренинги и тесты с ответами по теме «Окислительно-восстановительные реакции» / авт.-сост. Т.М. Солдатова. – Волгоград: Учитель, 2007. (с.12-20)

5. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. (с.54-57)

6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003. (с.70-77)

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник).

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (интерактивные задачи по теме) (Источник).

3. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).

 

Домашнее задание

№№7.14, 7.16 из сборника задач и упражнений по химии (8-11 классы), автор - А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009.