Классы
Предметы

Окисление и восстановление

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Окисление и восстановление

Данный урок посвящен изучению процессов окисления и восстановления. Вы познакомитесь с современными взглядами на эти процессы. Новые представления о процессах окисления и восстановления помогут объяснить противоречивые экспериментальные факты, рассмотренные на прошлом уроке.

Тема: Окислительно-восстановительные реакции

Урок: Окисление и восстановление

1. Сущность окисления и восстановления

Если через раствор хлорида меди (II) пропускать электрический ток, то на катоде  выделится медь, а на аноде образуется хлор.

Электролиз раствора хлорида меди(II)

Рис. 1. Электролиз раствора хлорида меди(II)

Изобразим схемы протекающих на электродах процессов:

НА КАТОДЕ: Cu2+  → Cu

НА АНОДЕ: 2Cl-  → Сl2

Чтобы катион меди Cu2+ превратился в электонейтральный атом меди, он должен принять от катода 2 электрона. Чтобы из двух анионов хлора Cl- образовалась молекула хлора, они должны отдать 2 электрона:

НА КАТОДЕ: Cu2+ + 2е → Cu (восстановление меди)

НА АНОДЕ: 2Cl- - 2е → Сl2     (окисление хлора)

Таким образом, можно сделать вывод:

Восстановление – процесс принятия электронов.

Окисление – процесс отдачи электронов.

 

Вещество, отдающее электроны, называется восстановителем. Вещество, принимающее электроны, называется окислителем.

Переход электронов от восстановителя к окислителю

Рис. 2. Переход электронов от восстановителя к окислителю

Окислитель, принимая электроны, сам при этом восстанавливается. Восстановитель, отдавая электроны, сам окисляется.   

Процессы окисления и восстановления не могут протекать раздельно друг от друга, поэтому говорят об окислительно-восстановительной реакции.

2. Электронный баланс

В окислительно-восстановительной реакции число принятых электронов должно быть равно числу отданных электронов. В рассматриваемом процессе электронный баланс можно изобразить следующей схемой:

 

Если рассмотреть сущность еще одного окислительно-восстановительного процесса (между железом и сульфатом меди (II)), то мы увидим, что катионы меди в этой реакции выполняют роль окислителя. В результате происходит восстановление меди:

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Cu2+ + 2e = Cu

Роль восстановителя играет простое вещество железо:

Fe – 2e = Fe2+

При этом железо окисляется до двухзарядного катиона.

Вы уже знаете, что окислительно-восстановительные реакции могут протекать под действием электрического тока. Такие реакции называют электролизом. Этот процесс был подробно изучен Майклом Фарадеем. Сегодня электролиз широко применяется в промышленности. С помощью него делают копии различных деталей, наносят на стальные детали автомобилей защитный слой другого металла.

 

Список рекомендованной литературы

1. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007. (§20)

2. Оржековский П.А. Химия: 9-ый класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013. (§11)

3. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.

4. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник).

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).

 

Домашнее задание

с. 81  №№ 4-6  из учебника П.А. Оржековского «Химия: 9-ый класс» / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013.