Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

Данный урок раскрывает возможность использования метода электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Рассмотрены примеры расстановки коэффициентов в уравнениях некоторых окислительно-восстановительных реакций с участием сложных веществ.

Тема: Окислительно-восстановительные реакции

Урок: Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

1. Сущность электронного баланса

При составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций следует учесть, что число электронов, отданных восстановителем, должно быть равно числу электронов, принятых окислителем. Должен соблюдаться электронный баланс.

2. Пример использования метода электронного баланса

В качестве примера рассмотрим реакцию соляной кислоты с перманганатом калия.

Запишем схему данной реакции, зная, что продуктами реакции являются хлорид калия, хлорид марганца, хлор и вода:

HCl + KMnO4 → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O

Расставить коэффициенты в схеме такой реакции методом подбора достаточно сложно. В таком случае используют метод электронного баланса.

Дальше необходимо расставить значения степеней окисления химических элементов и определить, у каких элементов степень окисления изменилась:

+1 -1  +1+7 -2   +1 -1  +2 -1     0     +1 -2

HCl + KMnO4 → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O

Степени окисления поменяли марганец и хлор.

Записываем схемы процессов окисления и восстановления:

   +7                 +2

Mn +5e = Mn

    -1                  0

2Cl – 2e = Cl2

(Как правило, простое вещество в полуреакциях окисления или восстановления записывают в молекулярном виде – в данном случае Cl2. Тогда в левой части полуреакции должно быть два атома хлора. Один атом хлора теряет один электрон, а два атома – два электрона.)

Чтобы уравнять число отданных и принятых электронов, домножим первую полуреакцию на 2, а вторую – на 5.

   +7                   +2

Mn +5e = Mn       2     окислитель, восстанавливается

    -1                     0

2Cl – 2e = Cl2      5        восстановитель, окисляется

Получаем:

   +7                         +2

2Mn +10e = 2Mn      

   -1                           0

10Cl – 10e = 5Cl2     

Полученные коэффициенты ставим перед соответствующими формулами в правой части уравнения:

HCl + KMnO4 → KCl + 2MnCl2 + 5Cl2 + H2O

Теперь находим коэффициенты для формул всех остальных веществ:

16HCl + 2KMnO4 = 2KCl + 2MnCl2 + 5Cl2 + 8H2O

Получили уравнение реакции.

 

Список рекомендованной литературы

1. Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009. (с.68-71)

2. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007. (§22)

3. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§5)

4. Химия. 8-11 классы: тренинги и тесты с ответами по теме «Окислительно-восстановительные реакции» / авт.-сост. Т.М. Солдатова. – Волгоград: Учитель, 2007. (с.12-20)

5. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. (с.55)

6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003. (с.70-77)

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник). 

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (интерактивные задачи по теме) (Источник). 

3. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник). 

 

Домашнее задание

1. №10.46 из «Сборника задач и упражнений по химии для средней школы» И.Г. Хомченко, 2-е изд., 2008 г.

2. №№7.17, 7.26 из сборника задач и упражнений по химии (8-11 классы), автор - А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009.