Классы
Предметы

В. Смит. «Час потехи»

Любите ли вы отдыхать, веселиться? А заниматься интересным делом? Как правильно распределить свое время, чтобы хватило на все? Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Познакомимся со стихотворениями «Час потехи», которое написал В. Смит, а перевел с английского языка Б. Заходер, будем учиться определять персонажей произведения, читать выразительно, используя выразительные средства речи.

Конспект

Как вы понимаете пословицу «Делу – время, а потехе – час»?

Этот афоризм, ставший пословицей, принадлежит русскому царю Алексею Михайловичу.

В конце предисловия к «Уряднику» царь сделал собственноручно приписку: «Прилог книжный или свой: сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час».

Этот прилог (приписка) стал пословицей, которая иногда толкуется в смысле: делу – время, а потехе – только час из этого времени. Царь имел в виду другое: он просто хотел сказать, что нужно и делом заниматься, и потехе (отдыху) уделять внимание, тоже отводить свое время. А чтобы избежать тавтологии (повтора), Алексей Михайлович для слова «время» нашел синоним – слово «час», которое в старорусском языке тоже означало время (как сейчас в современном польском). То, что «время» и «час» равнозначны, показывает другое место из «Урядника», где сказано: «Время наряду и час красоте...», то есть нужно уделять время и тому и другому. Словом, автор приписки хотел сказать, что всему свое время, чтобы читатели «Урядника», увлекаясь потехой, не забывали и о другом – о службе государству.

(Энциклопедия. Крылатые слова и выражения.)

Рассмотрите картинки, определите, кто каким делом занят (рис. 1)? Это дело или потеха?

   

 

Рис. 1. Занятия (Источник)

Пословица «Делу – время, а потехе – час» учит нас ценить каждую минуту, основное время должно отдаваться делам, а забавам и веселью – только досуг.

Прочитайте пословицы, определите, какие из них на эту же тему.

Кончил дело – гуляй смело.

Делаешь наспех, сделаешь на смех.

Хорош отдых, когда работа сделана.

Кто не работает, тот отдыха не знает.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Проверьте себя.

Кончил дело – гуляй смело.

Хорош отдых, когда работа сделана.

Кто не работает, тот отдыха не знает.

Речевая разминка

Подготовимся к чтению произведения В. Смита «Час потехи».

1. Прочитайте сначала медленно, потом быстрее.

ВЕСЕЛ – ВЕСЕЛИТ – ВЕСЕЛИТЬСЯ

2. Читайте слитно.

ПОД + ХВА + ТИЛ – ПОДХВАТИЛ

ПОД + НЯ + ЛАСЬ – ПОДНЯЛАСЬ

О + ТО + ЗВА + ЛАСЬ – ОТОЗВАЛАСЬ

ОТ+ КЛИК + НУЛ + СЯ – ОТКЛИКНУЛСЯ

ЗА + У + ЛЫ + БА + ЛАСЬ – ЗАУЛЫБАЛАСЬ

Знакомство со стихотворением В. Смита «Час потехи».

Прочитайте текст.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

ПОТЕХЕ ЧАС

– Ура! Как раз
потехе час! –
Расхохотался Дикобраз. –
Ха-ха!
– Хи-хи! – сейчас же подхватил
Весёлый Нильский Крокодил. –

Ха-ха! Хи-хи!
– Xe-xe! – откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав. –
Хи-хи! Xe-xe!

– Хо-хо! – раздался хохот Льва.
– Уху! – отозвалась Сова. –
Xe-xe! Хо-хо! Уху!

Смеялись все – и млад и стар.
Смеялся Ворон: – Кар-кар-кар! –
Смеялся Пёсик: – Гав-гав-гав! –
Кто веселится, тот и прав!

На небо поднялась Луна,
Заулыбалась и она.
По всей Земле:
У вас,
У нас –
Везде настал
ПОТЕХЕ ЧАС!

Ха-ха! Хи-хи! Xe-xe! Хо-хо!
Уху-уху! Кар-кар! Гав!

Проверка понимания содержания и смысла текста

Перечитайте текст. Ответьте на вопросы.

Сколько всего животных приняли участие в часе потехи?

Сколько из них птиц? Назовите их?

Кто расхохотался первым?

Какой предмет неживой природы оживил автор?

Какое чувство вы испытываете после прочтения этого стихотворения?

Вспомните, как называется произведение со смешным сюжетом?

К какому жанру можно отнести это произведение?

Проверьте себя.

Семь

Две (сова и ворон)

Дикобраз

Луну

Смех, улыбку.

Юмористическое.

Юмористическое стихотворение.

Рассмотрите рисунки, назовите персонажей стихотворения в порядке их появления в стихотворении (рис. 2).

 

Рис. 2. Иллюстрация к стихотворению (Источник)

Проверьте себя.

  1. Дикобраз
  2. Крокодил
  3. Жираф
  4. Лев
  5. Сова
  6. Ворон
  7. Песик
  8. Луна

Работа над выразительным чтением стихотворения

1. Определяем темп чтения.

2. Определяем громкость чтения.

3. Определяем слова, которые необходимо выделить голосом.

4. Определяем интонацию.

5. Представляем себе, как могут говорить фразы герои стихотворения.

Сегодня на уроке мы прочитали стихотворение В. Смита «Час потехи», смогли определить персонажей произведения, учились читать выразительно, используя выразительные средства устной речи.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  4. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
  5. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тестовые задания. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Pedgazeta.ru (Источник).
  2. Umk-garmoniya.ru (Источник).
  3. Ru.wikipedia.org (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Перечитайте стихотворения. Подготовьте его выразительное чтение.
  2. Прочитайте в учебнике задание на с. 33. Выполните его.
  3. Подготовьте рассказ, чем вы любите заниматься в свободное время.
  4. Нарисуйте, какие обязанности вы имеете дома.