Классы
Предметы

Загадки

На уроке мы продолжим знакомство с удивительным миром устного народного творчества. Мы поговорим о загадках.

Конспект

Народная мудрость гласит: «Загадка – ума зарядка». И это так. Человек начал создавать загадки в глубокой древности, используя загадку как один из приемов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и прочее.

К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками. Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах.

Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, свадебный обряд и другие.

Загадка – жанр устного народного творчества, короткое произведение, в котором вместо предмета или явления называются его признаки или действия.

Цель загадки – отгадать задуманный предмет.

В загадках есть подсказки. Поэтому их нужно слушать внимательно. Потренируемся в отгадывании загадок.

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (рис. 1).

    

Рис. 1. Иллюстрация к загадке

Рассуждаем так. Шуба да кафтан сами ходить не могут. Из чего сделаны они? Из шерсти. Кто даёт шерсть для шубы и кафтана? Овца.

Не бьёт, не ругает,

А плакать заставляет (рис. 2).

 

Рис. 2. Иллюстрация к загадке (Источник)

Рассуждаем так. Человек плачет от обиды или боли. Но этот предмет не бьёт, не ругает. Человек плачет, когда режет лук.

Проверьте свою сообразительность. Прочитайте загадки соедините с картинкой-отгадкой (рис. 3–7).

По деревьям скок –

Скачет рыжий огонёк.

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

Под полом таится,

Кошки боится.

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Длинный хвостище,

Рыжее волосище,

Сама хитрище.

Рис. 3–7. Иллюстрации к загадкам (Источник)

Проверьте себя.

По деревьям скок –

Скачет рыжий огонёк.

(белка)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(медведь)

Под полом таится,

Кошки боится.

(мышь)

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(гусь)

Длинный хвостище,

Рыжее волосище,

Сама хитрище.

(лисица)

В этих загадках  названы особенности этих животных.

Много загадок придумано о растениях.

В поле сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички.

У жёлтенького солнышка

Лучи не горячи,

У жёлтенького солнышка

Белые лучи.

Рис. 8. Иллюстрация к загадке (Источник)

Правильно. Это ромашка. Люди внимательно рассматривали цветок, его части и находили самые удачные сравнения. (Например, серединка похожа на солнышко, лепестки – на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку).

Загадки сочиняли про все предметы, которые видели вокруг.

Прочитайте загадки. Выясните значения непонятных слов.

Соедините загадку с отгадкой. 

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. 

РУКИ

Висит сито,

Не руками свито. 

ГЛАЗА

У двух матерей

По пять сыновей. 

ПАУТИНА

Не огонь, а жжётся. 

ГНЕЗДО

Живут два братца через дорожку,

А друг друга не видят.

 

КРАПИВА

Проверьте себя.

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.

(паутина)

Висит сито,

Не руками свито.

(гнездо)

У двух матерей

По пять сыновей.

(руки)

Не огонь, а жжётся.

(крапива)

Живут два братца через дорожку,

А друг друга не видят.

(глаза)

Эти загадки сочинял народ. Они относятся к устному народному творчеству. Но есть литературные загадки, которые придумали поэты и писатели.

Любителем сочинять для детей загадки был Самуил Яковлевич Маршак.

Прочитайте литературные загадки.

Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдём.

Мы бьём  исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(часы)

Рис. 9. Часы

Держусь я только на ходу,

А если встану, упаду.

(велосипед)

Рис. 10. Велосипед

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(мяч)

Рис. 11. Мяч (Источник)

Можно сочинять загадки самостоятельно. Нужно только знать как. Вот несколько способов, чтобы придумать загадки.

Способ №1

Нужно:

  1. выбрать объект
  2. заполнить левую часть, ответив на вопрос
  3. заполнить правую часть
  4. вставить слова-связки «…но не…»
  5. прочитать готовую загадку

     

Например:

Белый, но не вата

Холодный, но не мороженое

Пушистый, но не подушка.

(снег)

Способ №2

Нужно:

  1. выбрать объект
  2. придумать, какие действия он выполняет
  3. подумать и записать, какие еще объекты
  4. выполняют те же действия
  5. вставить слова-связки «…но не…»
  6. прочитать загадку

Например:

Летит, но не птица

Шумит, но не пылесос

Везет, но не автобус

(самолет)

Сегодня на уроке мы познакомились с жанром устного народного творчества – загадками, узнали, когда они появились, как их сочиняли, потренировались отгадывать загадки, узнали, как можно сочинять загадки самим.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  4. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
  5. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тестовые задания. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsportal.ru (Источник).
  2. School.xvatit.com (Источник).
  3. Umk-garmoniya.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Прочитайте загадки в учебнике, на странице 36. Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки к загадкам.
  2. Сочините несколько загадок с помощью способов, о которых вы узнали на уроке.
  3. Организуйте конкурс: кто больше загадок отгадает.