Классы
Предметы

Л. Толстой. «Два товарища»

На этом уроке вы познакомитесь с произведением Льва Толстого «Два товарища», проанализируете его, составите к нему план, узнаете интересные подробности жизни Льва Толстого.

Л. Н. Толстой. «Два товарища»

Вы продолжаете знакомство с баснями и на этом уроке прочитаете басню Льва Николаевича Толстого (рис. 1) «Два товарища».

Л.Н. Толстой

Рис. 1. Л.Н. Толстой (Источник)

Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём будет эта басня (рис. 2).

Иллюстрация к басне «Два товарища»

Рис. 2. Иллюстрация к басне «Два товарища» (Источник)

В басне говорится о двух мальчиках, которые пошли в лес и встретили там медведя. Прочитайте басню.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Разбор басни «Два товарища»

Прочитайте вопросы и попробуйте дать на них ответы. Проверьте правильность своих ответов.

1. Кого встретили в лесу дети?

(медведя)

2. Как повёл себя первый мальчик?

(залез на дерево)

3. Как называется такое действие?

(он струсил, испугался)

4. Что сделал второй мальчик?

(упал наземь и притворился мёртвым)

5. Какую черту характера он проявил?

(сообразительность)

6. Почему медведь его не тронул?

(он подумал, что мальчик мёртвый)

7. Охарактеризуйте мальчиков, какие они?

(первый – трус, бросил товарища в беде, второй – находчивый и сообразительный, он притворился мёртвым, а медведь не есть мёртвую добычу)

8. Докажите, что данный текст – басня.

(это короткий поучительный рассказ)

9. В каких словах выражена мораль?

(плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают)

10. Чему учит эта басня?

(не бросать людей в беде)

Составление плана к басне «Два товарища»

Подготовьте текст к пересказу. Для этого прочитайте текст, затем разделите его на смысловые части и дайте название каждой из них.

Проверим:

1. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался (рис. 3), а другой остался на дороге.

Иллюстрация к басне «Два товарища»

Рис. 3. Иллюстрация к басне «Два товарища» (Источник

Эту часть можно озаглавить «Встреча с медведем».

2. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел (рис. 4).

Иллюстрация к басне «Два товарища»

Рис. 4. Иллюстрация к басне «Два товарища» (Источник

Эту часть можно озаглавить «Смекалка спасла жизнь».

3. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Эту часть можно озаглавить словами из текста «Что медведь на ухо прошептал?» (рис. 5).

Иллюстрация к басне «Два товарища»

Рис. 5. Иллюстрация к басне «Два товарища» (Источник

Итак, составляем план:

  1. Встреча с медведем.
  2. Смекалка спасла жизнь.
  3. Что медведь на ухо прошептал?

Вывод

«Трусливый друг страшней врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» – так гласит народная мудрость.

Мальчики, скорее всего, не останутся друзьями, потому что первый мальчик в минуту опасности струсил и предал своего товарища.

А знаете ли вы, что …

А знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой в своём имении Ясная Поляна устроил школу для крестьянских детей? Учебников в те времена не было, поэтому Толстой сам написал азбуку и четыре книги для чтения, в которые вошли басни, сказки, рассказы и были (рис. 6).

Лев Толстой в своём имении Ясная Поляна

Рис. 6. Лев Толстой в своём имении Ясная Поляна (Источник

Советуем прочитать

  • «Филипок» (рис. 7)

Обложка книги «Филипок»

Рис. 7. Обложка книги «Филипок» (Источник

  • «Котёнок» (рис. 8)

Обложка книги «Котёнок»

Рис. 8. Обложка книги «Котёнок» (Источник

  • «Лев и собачка» (рис. 9)

Обложка книги «Лев и собачка»

Рис. 9. Обложка книги «Лев и собачка» (Источник

  • «Лгун»
  • «Косточка» (рис. 10)

Обложка книги «Косточка»

Рис. 10. Обложка книги «Косточка» (Источник

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Nsportal.ru (Источник).  
  2. Planetaskazok.ru (Источник). 
  3. Festival.1september.ru (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Объясните мораль басни «Два товарища».
  2. Подготовьте пересказ басни «Два товарища» по плану.
  3. Прочитайте два-три других произведения Л.Н. Толстого из списка выше на выбор.