Классы
Предметы

В. Осеева. «Всё вместе»

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом Валентины Осеевой «Всё вместе», подробно разберёте его, проведёте анализ рассказа по плану, подумаете, какова главная мысль рассказа.

Валентина Александровна Осеева

На этом уроке вы продолжите знакомство с рассказами о дружбе, для того чтобы лучше разбираться в своих друзьях и понять, для чего нужна дружба.

В.А. Осеева

Рис. 1. В.А. Осеева (Источник

Валентина Александровна Осеева (рис. 1) – писательница, которая всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы, для того чтобы читатель смог самостоятельно его прочитать. Её герои – дети, с которыми происходят различные истории. В конце своих рассказов Валентина Александровна заставляет своих читателей задуматься. На этом уроке вы прочитаете один из её рассказов и подумаете над ним.

Рассказ «Всё вместе»

Рассмотрите внимательно картинку, прочитайте заголовок и предположите, о чём пойдет речь в рассказе (рис. 2).

Иллюстрация к рассказу «Всё вместе»

Рис. 2. Иллюстрация к рассказу «Всё вместе» (Источник

«Всё вместе» – рассказ Валентины Осеевой о двух девочках, которые подружились.

Прочитайте рассказ.

Всё вместе

В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.
– Давай будем дружить, – сказала Наташа.
– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!

Наташа удивилась:
– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?
– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.
– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась: – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?
– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!

Разбор рассказа «Всё вместе»

Прочитайте вопросы и попробуйте дать на них ответы. Проверьте правильность своих ответов.

1. Как звали девочек и в каком классе они учились?

(Наташа и Оля, первоклассницы)

2. Как вы понимаете слово «полюбилась»?

(полюбилась – очень сильно понравилась)

3. Для чего хотела дружить Оля?

(чтобы вместе баловаться)

4. Как вы понимаете слово «баловаться»?

(баловаться – шалить, резвиться)

5. Почему Наташа удивилась этому предложению?

(Наташа понимает дружбу по-другому)

6. Для чего хотела дружить Наташа?

(всё делать вместе)

7. Как вы думаете, смогут ли подружиться девочки?

(нет, у них разное понятие о дружбе)

8. Какая из девочек вызывает у вас симпатию?

(Наташа)

9. Какая из данных пословиц отражает главную мысль рассказа?

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей

б) с кем поведёшься от того и наберешься

(с кем поведёшься от того и наберешься)

Этот рассказ не окончен, потому что Валентина Александровна просит нас задуматься, а подружатся ли Наташа и Оля? Будем надеяться, что, подружившись с Наташей, Оля поймёт, что такое настоящая дружба.

Распределение ролей для чтения

Научимся распределять роли для чтения. Определите, где чьи слова:

Давай будем дружить.
Давай! Будем вместе баловаться!
Разве если дружить, так надо вместе баловаться?
Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это!
Хорошо. А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?
Ну, это редко! Это смотря какую подружку себе найдёшь!

 

Проверим:

Наташа. Давай будем дружить.
Оля. Давай! Будем вместе баловаться!
Наташа. Разве если дружить, так надо вместе баловаться?
Оля. Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это!
Наташа. Хорошо. А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?
Оля. Ну, это редко! Это смотря какую подружку себе найдёшь!

Анализ рассказа по плану

Проанализируйте рассказ по плану:

  1. Автор
  2. Название
  3. Жанр
  4. Сюжет (о чём говорится)
  5. Главная мысль (что хотел сказать автор)

Проверим:

  1. Валентина Осеева
  2. «Всё вместе»
  3. Рассказ
  4. О том, как две девочки подружились
  5. Будь внимательным при выборе друзей

С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить
(рис. 3).

Дружба

Рис. 3. Дружба (Источник

Советуем прочитать

Будет поучительно и интересно прочитать такие рассказы Валентины Осеевой:

  • «Волшебное слово» (рис. 4)

Иллюстрация к рассказу «Волшебное слово»

Рис. 4. Иллюстрация к рассказу «Волшебное слово» (Источник)

  • «Синие листья» (рис. 5)

Иллюстрация к рассказу «Синие листья»

Рис. 5. Иллюстрация к рассказу «Синие листья» (Источник

  • «Печенье» (рис. 6)

Иллюстрация к рассказу «Печенье»

Рис. 6. Иллюстрация к рассказу «Печенье» (Источник

  • «Почему?» (рис. 7)

Иллюстрация к рассказу «Почему?»

Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Почему?» (Источник

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Ped-kopilka.ru (Источник).     
  2. Allsoch.ru (Источник).  
  3. Aria-art.ru (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Назовите главную мысль рассказа «Всё вместе».
  2. Подготовьте выразительное чтение рассказа «Всё вместе» по ролям.
  3. Прочитайте дополнительно два-три рассказа В. Осеевой на выбор.