Классы
Предметы

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

На этом уроке вы прочитаете русскую народную сказу «Петушок и бобовое зёрнышко», проанализируете её по частям, составите к ней картинный план, выполните интересные задания.

Кумулятивная сказка

Вы продолжаете изучение сказок. На этом уроке вы узнаете, что такое кумулятивная сказка, и прочитаете русскую народную сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».

Кумулятивная сказка – это сказка с многократным повторением действия или диалога. Например:

  • когда все герои собираются поочерёдно в одном месте, как в сказке «Теремок» (рис. 1);

Сказка «Теремок»

Рис. 1. Сказка «Теремок» (Источник

  • когда герои выстраиваются в цепочку, как в сказке «Репка» (рис. 2);

Сказка «Репка»

Рис. 2. Сказка «Репка» (Источник

  • когда главный герой встречает персонажей поочерёдно, как в сказке «Колобок» (рис. 3);

Сказка «Колобок»

Рис. 3. Сказка «Колобок» (Источник

  • когда главного героя отсылают с поручениями от одного персонажа к другому, как в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» (рис. 4).

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Рис. 4. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» (Источник

Чтобы было легче вспомнить, о чём текст, нужно составлять к нему план. Вы уже умеете составлять словесный план, а на этом уроке во время чтения вы научитесь составлять картинный план.

Анализ первой части сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

– Петя, не торопись. Петя, не торопись (рис. 5).

Петушок и курочка

Рис. 5. Петушок и курочка (Источник

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. 

Дайте ответы на вопросы:

1. О чём прочитали в первой части?

(как петушок подавился)

2.  Почему это произошло?

(он торопился)

3. Рассмотрите картинку (рис. 6) и озаглавьте первую часть.

Петушок подавился

Рис. 6. Петушок подавился (Источник)  

(Беда)

Анализ второй части сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
– Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяйка говорит:
– Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица
(рис. 7).

Ответьте на вопросы:

1. О чём узнали из второй части?

(курочка побежала к хозяйке за маслицем)

2. Для чего курочке масло?

(смазать петушку горлышко)

3. К кому отправила хозяйка курочку?

(к корове)

4. Что курочка должна была попросить у коровы?

(молока)

5. Рассмотрите картинку и озаглавьте вторую часть сказки.

Разговор курочки с хозяйкой

Рис. 7. Разговор курочки с хозяйкой (Источник)  

(Курочка у хозяйки)

Анализ третьей части сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Бросилась курочка к корове:

– Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

– Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы (рис. 8).

Ответьте на вопросы:

1. О чём прочитали в третьей части?

(о том, как курочка прибежала к корове)

2. К кому отправила корова курочку?

(к хозяину)

3. Что нужно было корове?

(трава)

4. Рассмотрите картинку и озаглавьте третью часть.

Разговор курочки с коровой

Рис. 8. Разговор курочки с коровой (Источник)  

(Курочка у коровы)

Анализ четвёртой части сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Бежит курочка к хозяину:

– Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

– Беги скорей к кузнецу за косой, – говорит хозяин.

Ответьте на вопросы:

1. Что узнали из этой части?

(хозяину нужна новая коса)

2. К кому отправилась курочка за косой?

(к кузнецу)

3. Рассмотрите картинку (рис. 9) и озаглавьте четвёртую часть.

Разговор курочки с хозяином

Рис. 9. Разговор курочки с хозяином (Источник)  

(Курочка у хозяина)

Анализ пятой части сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

– Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Рассмотрите картинку (рис. 10) и озаглавьте пятую часть.

Разговор курочки с кузнецом

Рис. 10. Разговор курочки с кузнецом (Источник)  

(Курочка у кузнеца)

Анализ шестой части сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

– Ку-ка-ре-ку!

Ответьте на вопросы:

1. Что произошло в этой части?

(все герои выполнили просьбу курочки)

2. Рассмотрите рисунок (рис. 11) и озаглавьте шестую часть

Курочка спасает петушка

Рис. 11. Курочка спасает петушка (Источник)  

(Спасение петушка)

Картинный план к сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

Чтобы получить картинный план, нужно разбить текст на части. У каждой части есть своя картинка, которую мы озаглавили. Посмотрите, какой картинный и словесный план у нас получился.

План:

1. Беда (рис. 12)

Беда

Рис. 12. Беда (Источник

2. Курочка у хозяйки (рис. 13)

Курочка у хозяйки

Рис. 13. Курочка у хозяйки (Источник)  

3. Курочка у коровы (рис. 14)

Курочка у коровы

Рис. 14. Курочка у коровы (Источник)  

4. Курочка у хозяина (рис. 15)

Курочка у хозяина

Рис. 15. Курочка у хозяина (Источник)  

5. Курочка у кузнеца (рис. 16)

Курочка у кузнеца

Рис. 16. Курочка у кузнеца (Источник

6. Спасение петушка (рис. 17)

Спасение петушка

Рис. 17. Спасение петушка (Источник

«Петушок и бобовое зёрнышко» – кумулятивная сказка

«Петушок и бобовое зёрнышко» – кумулятивная сказка, потому что она построена на том, что главную героиню (курочку) отправляют с поручениями от одного персонажа к другому.

Рассмотрите картинку (рис. 18) и определите последовательность появления героев. Какого персонажа не хватает?

Иллюстрации к сказке

Рис. 18. Иллюстрации к сказке (Источник)  

Проверим:

курочка – хозяйка – корова – хозяин.

Не хватает кузнеца (рис. 19).

Кузнец

Рис. 19. Кузнец

Заключение

Вы прочитали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко». Петушок доставил много хлопот курочке. Эта сказка учит вежливому обращению с просьбой к кому-нибудь и выполнению его просьбы.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Rasskajem.ru (Источник).        
  2. Nsportal.ru (Источник).         
  3. Planetaskazok.ru (Источник).    

 

Домашнее задание

  1. Почему сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» кумулятивная?
  2. Перечислите всех персонажей сказки.
  3. Перескажите текст по картинному плану.